Музыкальный журнал Европейского Севера № 2(18), 2019 г.
Содержание
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
Т. С. Екименко, М. Ф. Цимбал
Концерт для арфы с оркестром Б. И. Тищенко: о тематизме и трактовке партий солирующих арф | 1-22
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Т. В. Красковская
Феномен «большого стиля» в кантатно-ораториальном творчестве композиторов Советской Карелии и аналитические модусы его исследования | 23-30
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С. В. Косырева
Проектная деятельность как инструмент междисциплинарного подхода к развитию научно-исследовательской деятельности Петрозаводской консерватории | 31-47
А. В. Дикоев
Краудсорсинг как оптимальный способ организации творческого взаимодействия в процессе внеучебной деятельности образовательной организации | 48-61
РЕЦЕНЗИЯ
А. В. Титова, А. Ю. Анциферова, Н. А. Горбунова
Музыкальное приношение Сергею Трубачёву | 62-68
ПОДРОБНЕЕ
Т. С. Екименко, М. Ф. Цимбал Концерт для арфы с оркестром Б. И. Тищенко: о тематизме и трактовке партий солирующих арф | 1–22 CONCERTO FOR HARP AND ORCHESTRA BY BORIS I. TISHCHENKO: ABOUT THEMATIC INVENTION AND INTERPRETATION OF THE PARTS BY PRINCIPAL HARPS |
Аннотация: Статья посвящена анализу композиционных особенностей и тематических процессов в Концерте для арфы петербургского композитора Бориса Тищенко. Раскрыты особенности исполнительской трактовки партии арф во всех частях концерта, выявлены тематические связи и переклички между частями.
Ключевые слова: петербургская арфовая школа, Борис Тищенко, концерт для арфы с оркестром, педальная арфа, малая арфа (arpa piccola), монограмма
Abstract: The article covers the analysis of the compositional features and thematic processes in the Harp Concerto of the St. Petersburg composer Boris Tishchenko. Specific features of the performing interpretation of the harp parts in all pieces of the concerto are revealed, thematic links and similarities between the pieces are identified.
Keywords: St. Petersburg harp school, Boris Tishchenko, concerto for harp and orchestra, pedal harp, lap harp (arpa piccola), monogram
Т. В. Красковская Феномен «большого стиля» в кантатно-ораториальном творчестве композиторов Советской Карелии и аналитические модусы его исследования | 23–30 “GRAND STYLE” PHENOMENON IN THE CANTATA-ORATORIAL CREATIVE WORK OF THE SOVIET KARELIA COMPOSERS AND ANALYTICAL MODES OF ITS ANALYSIS |
Аннотация: Статья посвящена методу анализа кантатно-ораториального творчества советской эпохи в контексте «большого стиля» (И. С. Воробьёв). Практика применения данного метода в изучении музыки композиторов Советской Карелии показала, что феномен «большого стиля» имеет свою специфику развития в регионе и требует дополнительных аналитических модусов исследования, таких как сопоставление этапов развития кантатно-ораториального жанра, контент-анализ текстов ведущих периодических изданий, а также выявление вербальных и музыкальных мифологем, характерных для региона и связанных с эпосом «Калевала».
Ключевые слова: профессиональная музыка Советской Карелии, «большой стиль», «Калевала»
Abstract: The article covers the method of analyzing the cantata-oratorial creative work of the Soviet era in the context of the “grand style” (Igor S. Vorobyov). The usage of this method in the study of the work of the Soviet Karelia composers showed that the phenomenon of the “grand style” had its own characteristic aspects of development in the region and required additional modes of analysis such as: the comparison of the stages of the cantata-oratorial genre development, content analysis of the texts in leading periodicals, identification of verbal and musical mythologems that are typical for the region and related to the epic “Kalevala”.
Keywords: art music of Soviet Karelia, “grand style”, “Kalevala”
С. В. Косырева Проектная деятельность как инструмент междисциплинарного подхода к развитию научно-исследовательской деятельности Петрозаводской консерватории | 31–47 PROJECT ACTIVITIES AS AN INSTRUMENT OF INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC RESEARCH OF THE PETROZAVODSK CONSERVATOIRE |
Аннотация: В статье представлен опыт реализации проектов в Институте традиционной музыки Петрозаводской консерватории. Проектная деятельность рассматривается как один из мощных инструментов использования информационно-коммуникационных технологий, отражающих специфику современного информационного общества, в развитии вуза. Становясь частью научного и образовательного процесса, проектные технологии обеспечивают междисциплинарный подход к обучению студентов и развитию научно-исследовательской деятельности в творческом вузе.
Ключевые слова: Институт традиционной музыки, музыкальное финноугроведение, проектная деятельность, проектные технологии, междисциплинарный подход, научно-исследовательская деятельность, «Музыкальный журнал Европейского Севера»
Abstract: The article covers the experience of implementing projects at the Institute of Traditional Music of the Petrozavodsk Conservatoire. The project work is considered as one of the powerful tools of using information and communication technologies in the development of the conservatoire, which reflects the specifics of the modern information society. By becoming part of the scientific and educational process, project technologies provide the interdisciplinary approach to teaching and to the development of research activities at a creative university.
Keywords: Institute of Traditional Music, musical Finno-Ugric Studies, project activities, project technologies, interdisciplinary approach, scientific research, “Music Journal of Northern Europe”
А. В. Дикоев Краудсорсинг как оптимальный способ организации творческого взаимодействия в процессе внеучебной деятельности образовательной организации | 48–61 CROWDSOURCING AS AN OPTIMAL METHOD OF ORGANIZING CREATIVE INTERACTION IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION |
Аннотация: В статье рассматривается краудсорсинг как инновационный способ решения задач, связанных с коллективной творческой деятельностью. Описываются возможности и преимущества данного способа по сравнению с традиционными оффлайн-способами, приводятся примеры и методы проработки и реализации проектных идей, примеры проектов, доведённых до стадии реализации в сценическом пространстве.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, творческие проекты, электронная образовательная среда, организация самостоятельной работы
Abstract: The article examines Crowdsourcing as an innovative way of solving problems associated with collective creative activity. The author describes the possibilities and advantages of this method in comparison with traditional offline methods; gives examples and offers methods of study and implementation of project ideas, shares examples of projects that reached the implementation stage in the acting space.
Keywords: extracurricular activities, creative projects, e-learning environment, organization of independent work