Опубликовано: 12.10.2022

Музыкальный журнал Европейского Севера № 4(32), 2022 г.

К 55-летнему юбилею Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова

 

Содержание

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

О. В. Шмакова
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова: полувековой опыт и новые реалии | 1-18

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

А. И. Шинкаренко, Л. А. Купец
А. К. Глазунов в объективе современников: версия «Русской музыкальной газеты» | 19-32

 

Н. А. Горбунова
Фигура Александра Глазунова на страницах журнала «Советская музыка» (1933–1951 годы) | 33-43

 

И. Ю. Проскурина
А. К. Глазунов в анекдотах и шаржах | 44-62

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Т. В. Букина
В «оппозиции консерваторскому преподаванию»: формирование профессиональной идентичности отечественной музыкальной науки в РИИИ 1920-х годов | 63-90

 

А. И. Янкус
Учебные фуги А. К. Глазунова в отделе рукописей Российской национальной библиотеки | 91-106

 

Е. В. Ключникова (Лобанкова)
Стратегия успеха Прокофьева как «enfant terrible» в эпоху Глазунова (по страницам «Русской музыкальной газеты») | 107-122

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

А. С. Максимова, Е. А. Исаева, В. А. Савин
Из истории русского музыкального зарубежья: «Поэма» для струнного квартета Осипа Штримера | 123-139

 

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

Е. Д. Богомолова
Музыкальный Петербург эпохи Глазунова: творчество Ю. И. Блейхмана | 140-153

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

О. В. Шмакова

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова: полувековой опыт и новые реалии | 1-18

PETROZAVODSK STATE GLAZUNOV CONSERVATOIRE: A SEMICENTENNIAL EXPERIENCE AND NEW REALITIES

 

Аннотация: Статья посвящена 55-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова и представляет собой осмысление опыта полувековой истории вуза и вклада в его развитие многих поколений профессорско-преподавательского состава. Автор даёт оценку исторических реалий, в которых осуществлялась деятельность консерватории с акцентом на тех проблемах, для решения которых вуз в настоящее время имеет кадровый и материально-технический потенциал. Особое внимание обращается на такой ресурс развития вуза, как кафедра музыки финно-угорских народов, аналогов которой в российских консерваториях не имеется.

 

Ключевые слова: Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, Александр Константинович Глазунов, отечественная система музыкального образования, болонская система, федеральные государственные образовательные стандарты, цифровая образовательная среда, профессиональное художественное образование

 

Abstract: Dedicated to the 55th anniversary of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire, the article analyzes the experience of the university's semicentennial history as well as the contribution of multiple generations of the teaching staff to its development. The author evaluates the historical context in which the conservatoire's activities were carried out, while emphasizing those issues that are currently within the conservatoire's human and logistical capabilities. The author pays particular attention to such a resource for the development of the university as the Department of Music of the Finno-Ugric peoples, which has no parallel in Russian conservatoires.

 

Keywords: Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire, Alexander Konstantinovich Glazunov, the national system of music education, the Bologna System, federal state educational standards, digital educational environment, professional art education

 

 

А. И. Шинкаренко, Л. А. Купец

А. К. Глазунов в объективе современников: версия «Русской музыкальной газеты» | 19-32

ALEXANDER GLAZUNOV THROUGH THE LENS OF THE CONTEMPORARIES: THE VERSION OF THE RUSSIAN MUSICAL NEWSPAPER

 

Аннотация: В статье реконструируется образ одного из крупнейших композиторов серебряного века А. Глазунова, созданный на страницах ведущего российского журнала эпохи «Русской музыкальной газеты» (1894–1918). Анализ массива материалов из разных рубрик за этот период (от Хроник до Биографического очерка) позволяет максимально широко очертить основные ракурсы в интерпретации музыки Глазунова, его творческого метода, особенностей стиля и даже личностных характеристик. Показательно, что широкий спектр авторов, в том числе авторитетных критиков и музыкантов России и Европы (Н. Финдейзен, А. Оссовский, Ю. Энгель, И. Липаев, Г. Вуд и др.), при самостоятельности взглядов, тем не менее, демонстрируют достаточное единодушие, высоко оценивая фигуру Глазунова в современной музыкальной жизни.

 

Ключевые слова: Александр Глазунов, Николай Финдейзен, Русская музыкальная газета, Александр Оссовский, творческая репутация, Юлий Энгель

 

Abstract: The article reconstructs the image of A. Glazunov, one of the greatest composers of the Silver Age, as portrayed in the Russian Musical Newspaper (1894–1918), the leading Russian magazine of the era. Analyzing a broad range of materials from different sections during this period (from the Chronicles to the Biographical Sketch) makes it possible to extensively outline the major aspects in the interpretation of Glazunov's music, his creative method, style features, and even personal characteristics. It is significant that a wide variety of authors, including authoritative critics and musicians from Russia and Europe (N. Findeisen, A. Ossovsky, J. Engel, I. Lipaev, G. Wood, etc.), in spite of having their independent views, nevertheless, demonstrate sufficient unanimity of opinion, highly appreciating Glazunov as one of the important figures in modern musical life.

 

Keywords: Alexander Glazunov, Nikolai Findeisen, Russian Musical Newspaper, Alexander Ossovsky, creative reputation, Joel Engel

 

 

Н. А. Горбунова

Фигура Александра Глазунова на страницах журнала «Советская музыка» (1933–1951 годы) | 33-43

ALEXANDER GLAZUNOV’S FIGURE IN THE SOVIET MUSIC MAGAZINE (1933–1951)

 

Аннотация: В рецептивном исследовании на материале советского специализированного музыкального журнала «Советская музыка» (в современной России выходит под названием «Музыкальная академия») анализируется образ А. К. Глазунова в сталинский период. Нарратив журнала 1933–1951 годов включает относительно небольшое количество материалов о нём, преимущественно в эпистолярном жанре. Авторы наделяют его статусом выдающегося композитора-симфониста, педагога и общественного деятеля, а также впервые поднимают вопрос о влиянии на него Чайковского; тем не менее, с точки зрения советского музыкознания творчество Глазунова не представлялось актуальным.

 

Ключевые слова: Александр Глазунов, журнал «Советская музыка», советский музыкальный журнал, история советской музыки сталинской эпохи

 

Abstract: A receptive research based on the material of a specialized Soviet music magazine Soviet Music (published in modern Russia under the name Music Academy) analyzes the image of A. K. Glazunov during the Stalin era. The narrative of the magazine from 1933 to 1951 included only a few materials about him, mainly in the epistolary genre. In addition to recognizing Glazunov as an outstanding symphonic composer, teacher and public figure, the authors were first to raise the issue of Tchaikovsky's influence on him; however, Glazunov's works did not seem relevant from the standpoint of Soviet musicology.

 

Keywords: Alexander Glazunov, “Soviet Music”, Soviet musical magazine, history of Soviet music of the Stalin era

 

 

И. Ю. Проскурина

А. К. Глазунов в анекдотах и шаржах | 44-62

A. K. GLAZUNOV IN JOKES AND CARICATURES

 

Аннотация: Статья посвящена шуточным рецепциям А. К. Глазунова, оставленным современниками в вербальных и визуальных вариантах. В статье собраны юмористические изображения, шуточные ситуации и анекдоты о композиторе, начиная с 1880-х годов и вплоть до 1930-х, как в Петербурге, так и вне России. Приводятся данные из эмигрантских источников, архивных документов и редких изданий.

 

Ключевые слова: А. К. Глазунов, рисунки, Ю. П. Анненков, П. Робер, Н. В. Ремизов, астрономия, дирижёр, анекдот

 

Abstract: The article is devoted to the comic receptions of A. K. Glazunov, left by contemporaries in verbal and visual versions. The article contains humorous images, comic situations and anecdotes about the composer from the 1880s up to the 1930s, both in St. Petersburg and outside of Russia. Data from the emigrant sources, archival documents and rare editions are provided.

 

Keywords: A. K. Glazunov, drawings, Y. P. Annenkov, P. Robert, N. V. Remizov, astronomy, conductor, joke

 

 

Т. В. Букина

В «оппозиции консерваторскому преподаванию»: формирование профессиональной идентичности отечественной музыкальной науки в РИИИ 1920-х годов | 63-90

IN OPPOSITION TO CONSERVATOIRE TEACHING: THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL IDENTITY OF THE NATIONAL MUSICOLOGY IN THE RUSSIAN INSTITUTE OF ART HISTORY IN THE 1920s

 

Аннотация: В статье рассматривается институциональный аспект формирования одной из первых в России научных школ в области музыкознания – разряда истории музыки Российского института истории искусств в Петрограде под руководством Б. В. Асафьева. Будучи основан в 1920 году как учебный факультет, он в последующие годы довольно динамично трансформировался в продуктивную научно-исследовательскую структуру с ярко выраженной инновационной и междисциплинарной направленностью. В данной работе подвергаются анализу особенности организационного устройства разряда, принятые там практики научного сотрудничества и обучения студентов, а также комплекс внешних обстоятельств, связанных с реалиями послереволюционной России, которые позволили достигнуть подобного эффекта.

 

Ключевые слова: музыковедение в России 1920-х годов, научные школы, социология науки

 

Abstract: The article deals with an institutional aspect of the formation of one of the first Russian research schools in musicology – the department of music history at the Russian Institute of Art History in Petrograd under the guidance of B. V. Asafyev. Having been founded in 1920 as an educational faculty, it was dynamically transformed during the following years into a productive scientific and research hub with a strongly marked innovational and multidisciplinary orientation. The author analyzes the organizational structure of the department, commonly accepted practices of research cooperation and student teaching, as well as external circumstances related to life realities of post-revolutionary Russia that caused the given effect.

 

Keywords: musicology in Russia in the 1920s, research schools, sociology of science

 

 

А. И. Янкус

Учебные фуги А. К. Глазунова в отделе рукописей Российской национальной библиотеки | 91-106

FUGUES WRITTEN FOR EDUCATIONAL PURPOSES BY ALEXANDER K. GLAZUNOV IN THE MANUSCRIPTS DEPARTMENT OF THE RUSSIAN NATIONAL LIBRARY

 

Аннотация: В статье впервые описан хранящийся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки автограф учебных работ, выполненных А. К. Глазуновым в процессе освоения фуги (фонд Глазунова – Ф. 187, № 642). Рукопись относится к июню-июлю 1881 года и содержит работы разных видов: запись тем и материала для фуги, транспонированная в Des-dur экспозиция третьей фуги первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, фрагменты и целые сочинения на собственные и заимствованные темы. Комплекс заданий весьма полно репрезентирует специфический этап освоения юным музыкантом техники композиции. В статье уточняются датировка обучения Глазуновым фуге, источники, используемые композитором, в том числе «Учебник фуги» Э. Ф. Рихтера, а также детали истории обработки рукописи в Российской национальной библиотеке.

 

Ключевые слова: Александр Константинович Глазунов, учебные фуги, рукописи учебных работ

 

Abstract: The article presents for the first time the autograph of the educational works, composed by Alexander K. Glazunov in the process of mastering the fugue, stored in the Department of Manuscripts of the Russian National Library (Glazunov fund – F. 187, No. 642). The manuscript dates back to June-July 1881 and contains a number of works of various kinds: the recording of subjects and other material for fugal composing, an exposition of Fugue No. 3 from the first book of the Well-Tempered Clavier by J. S. Bach transposed to Des-dur, as well as fragments and entire compositions on his own and borrowed musical themes. The set of tasks quite fully represents a specific stage in the development of the composition technique by a young musician. The article clarifies the dating of Glazunov’s fugue mastering, the sources used by the composer, including E. F. Richter's A Treatise on Fugue, as well as details of the history of processing the manuscript in the National Library of Russia.

 

Keywords: Alexander Konstantinovich Glazunov, fugues written for practice, manuscripts of educational works

 

 

Е. В. Ключникова (Лобанкова)

Стратегия успеха Прокофьева как «enfant terrible» в эпоху Глазунова (по страницам «Русской музыкальной газеты») | 107-122

PROKOFIEV'S STRATEGY FOR SUCCESS AS AN ENFANT TERRIBLE DURING THE GLAZUNOV EPOCH (THROUGH THE PAGES OF THE RUSSIAN MUSICAL NEWSPAPER)

 

Аннотация: В статье рассматривается процесс становления публичной репутации Сергея Прокофьева во время его учёбы в Петербурге. Автор прослеживает, как и благодаря чему появился устойчивый образ «enfant terrible». Впервые в его стратегии успеха выявлена особая роль директора Петербургской консерватории – Александра Глазунова. Исследование опирается на публикации в «Русской музыкальной газете» за период с 1904 по 1917 год.

 

Ключевые слова: Сергей Прокофьев, Александр Глазунов, «Русская музыкальная газета», Игорь Стравинский, репутация, «enfant terrible»

 

Abstract: The article examines how Sergei Prokofiev established his public reputation during his studies in St. Petersburg. The author traces how and why the stable image of enfant terrible appeared. The special role of Alexander Glazunov, the director of the St. Petersburg Conservatory, is revealed for the first time in his strategy for success. The research is based on the publications in the Russian Musical Newspaper between 1904 and 1917.

 

Keywords: Sergey Prokofiev, Alexander Glazunov, Russian Musical Newspaper, Igor Stravinsky, reputation, enfant terrible

 

 

А. С. Максимова, Е. А. Исаева, В. А. Савин

Из истории русского музыкального зарубежья: «Поэма» для струнного квартета Осипа Штримера | 123-139

FROM THE HISTORY OF RUSSIAN ÉMIGRÉ MUSIC: POÈME FOR STRING QUARTET BY JOSEPH STRIMER

 

Аннотация: Статья является первым в отечественном музыкознании исследованием, посвящённым Осипу (Иосифу) Штримеру (1881–1962) – композитору, педагогу, аранжировщику. Воссозданные по доступным документам и воспоминаниям факты биографии Штримера позволяют заключить, что после эмиграции (1919) он занял заметное место в кругу русского музыкального зарубежья. Имеющаяся в распоряжении авторов «Поэма» Штримера для струнного квартета (1919) посвящена Квартету Пуле и представляет собой образец раннего творчества композитора, в котором переплелись влияния русской и европейской музыки рубежа XIX–XX веков. Наиболее очевидные жанрово-стилевые параллели возникают с жанром скрипичной поэмы Эжена Изаи и характерным для русской и европейской музыки того времени стилем модерн.

 

Ключевые слова: Осип (Иосиф) Штример, «Поэма» для струнного квартета, русское музыкальное зарубежье, музыка русской эмиграции, стиль модерн, скрипичная поэма, музыка рубежа XIX–XX веков, история музыки XX века

 

Abstract: The article is the first study of the composer, teacher, and arranger Joseph (Osip) Strimer (1881–1962) in Russian musicology. Reconstructing Strimer’s biography on the basis of accessible documents and memoirs reveals that after emigrating in 1919 he played an important role in Russian musical émigré circles. Strimer’s Poème for string quartet (1919), written for Poulet's Quartet, is an example of the composer’s early style influenced by Russian and European music at the cusp of the 19th and 20th centuries. Generic and stylistic parallels with the genre of Eugène Ysaÿe’s violin poem and Art Nouveau style in Russian and European music of that time become evident.

 

Keywords: Joseph (Osip) Strimer, Poème for string quartet, Russian music abroad, Russian émigré music, Art Nouveau style in music, violin poem, music at the cusp of the 19th and 20th centuries, history of the 20th century music

 

 

Е. Д. Богомолова

Музыкальный Петербург эпохи Глазунова: творчество Ю. И. Блейхмана | 140-153

MUSICAL PETERSBURG OF THE GLAZUNOV’S PERIOD: THE OEUVRE OF J. BLEICHMANN

 

Аннотация: В статье даётся общая характеристика жизни и творчества петербургского композитора Юлия Ивановича Блейхмана. Музыка забытой на сегодняшний день личности, творившей в период активной деятельности А. К. Глазунова в эпоху Серебряного века, звучала не только на концертной эстраде, но и пользовалась популярностью среди исполнителей и слушателей в светских залах салонов. Сложившийся в советское время стереотип в отношении несерьёзного настроения салонов, а также прочтение эпохи Серебряного века как расцвета деятельности сотрудников Петербургской консерватории на сегодняшний день всё чаще вызывает дискуссии у исследователей. Проблема стратификации музыкального общества и паритета между профессиональным и любительским даёт возможность заполнить пробелы истории музыкальной культуры Серебряного века, в том числе заново открыть забытые имена, и тем самым приблизить отечественное музыкознание к восстановлению полной картины искусства рубежа XIX–XX веков.

 

Ключевые слова: Юлий Иванович Блейхман, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Константинович Глазунов, Санкт-Петербург, Петербургская консерватория, Серебряный век, салон, романс

 

Abstract: The article provides a general overview of the life and work of the St. Petersburg composer Julius Ivanovich Bleichmann. The music of the currently forgotten personality, who worked in the time of the vigorous activity of A. K. Glazunov during the Silver Age era, was not only performed on concert stage but was also popular among performers and listeners in secular halls of salons. The stereotype formed during the Soviet period regarding the frivolous mood of salons, as well as the interpretation of the Silver Age era as the peak of the activity of the St. Petersburg Conservatory employees are causing discussions among researchers nowadays with increasing frequency. The problem of musical society stratification and parity between professionals and amateurs makes it possible to fill in gaps in the history of the musical culture of the Silver Age, rediscover forgotten names, and bring Russian musicology closer to the reconstruction of the complete picture of art at the cusp of the 19th and 20th centuries.

 

Keywords: Юлий Иванович Блейхман, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Константинович Глазунов, Санкт-Петербург, Петербургская консерватория, Серебряный век, салон, романс


Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru