Музыкальный журнал Европейского Севера № 3(31), 2022 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Е. Г. Окунева, А. Ю. Дубова
Идея тоталитаризма и принципы её музыкального воплощения в «Every good boy deserves favour» Тома Стоппарда и Андре Превена | 1-25

 

Т. И. Твердовская
«Дойти до самой сути»: баховские композиционные элементы в шести фугах ор. 17 Н. А. Римского-Корсакова | 26-38

 

С. В. Косырева
Звуковая картина мира финно-угров: особенности монодийного мышления | 39-53

 

Е. Е. Никулина
Народнопоэтическая трактовка образа Богородицы в духовных стихах и иконописи Древней Карелии (на примере отдельных памятников) | 54-65

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

И. В. Копосова, Д. С. Колданова
Взгляд на тембр терменвокса в цикле Александра Райхельсона «Шесть переводов из Вилли Мельникова» | 66-84

 

Ли Цзычу, Н. В. Медведева
Проблема классификации ударных инструментов | 85-96

 

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

Д. В. Любимов
«Хореографическая поэма» К. С. Уральского на музыку Второго фортепианного концерта С. В. Рахманинова | 97-111

 

А. Г. Чупова
Концепция «формы окна» и её репрезентация в творчестве Сальваторе Шаррино | 112-134

 

М. В. Козак
Биография Авенира де Монфреда и современные тенденции отечественной биографики | 135-153

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Е. Г. Окунева, А. Ю. Дубова

Идея тоталитаризма и принципы её музыкального воплощения в «Every good boy deserves favour» Тома Стоппарда и Андре Превена | 1–25

THE CONCEPT OF TOTALITARIANISM AND THE PRINCIPLES OF ITS MUSICAL EMBODIMENT IN EVERY GOOD BOY DESERVES FAVOUR BY TOM STOPPARD AND ANDRÉ PREVIN

 

Аннотация: Объектом исследования в статье выступает пьеса для актёров и оркестра «Every good boy deserves favour» (в рус. перев. «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси»), созданная британским драматургом Томом Стоппардом и американским композитором Андре Превеном в 1977 году. Главной идеей пьесы является противостояние тоталитарного государства и личности. В работе раскрываются особенности драматургии и стилистики пьесы в ракурсе воплощения её ведущей тематической линии. Отмечается влияние театра абсурда в драматургии Стоппарда. Особое внимание уделяется специфике сценической постановки, а также музыкальному языку, насыщенному стилевыми аллюзиями и цитатами. Выбор интертекстуальных отсылок, их анализ и интерпретация позволяют утверждать, что музыка становится важным смысловым компонентом всей пьесы, не только отражая главную идею сочинения, но и устанавливая дополнительные смысловые обертоны, раскрывающие судьбу искусства в тоталитарном государстве.

 

Ключевые слова: Андре Превен, Том Стоппард, «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси», музыка ХХ века, театр абсурда, тоталитаризм, советские диссиденты

 

Abstract: The object of the research in the article is the play for actors and orchestra Every Good Boy Deserves Favour, created by the British playwright Tom Stoppard and the American composer André Previn in 1977. The main idea of the play is the confrontation between a totalitarian state and an individual. The article reveals the features of the drama and style of the play from the perspective of the embodiment of its leading thematic line. The influence of the theater of the absurd in Stoppard’s drama is noted. Special attention is devoted to the specifics of the stage production, as well as the musical language packed with stylistic allusions and quotations. The choice of intertextual references, their analysis and interpretation allow us to assert that music becomes an important semantic component of the whole play, not only reflecting the main idea of the composition, but also establishing additional semantic overtones that reveal the fate of art in a totalitarian state.

 

Keywords: André Previn, Tom Stoppard, Every Good Boy Deserves Favour, 20th century music, theater of the absurd, totalitarianism, Soviet dissidents

 

 

Т. И. Твердовская

«Дойти до самой сути»: баховские композиционные элементы в шести фугах ор. 17 Н. А. Римского-Корсакова | 26-38

REACHING THE VERY ESSENCE: J. S. BACH’S COMPOSITION ELEMENTS IN SIX FUGUES OP. 17 BY N. A. RIMSKY-KORSAKOV

 

Аннотация: В статье Фуги ор. 17 Н. А. Римского-Корсакова (1875) рассматриваются как важная веха в истории петербургской (консерваторской) контрапунктической школы. Анализ фуг, предпринятый выдающимся отечественным исследователем, выпускником Санкт-Петербургской консерватории В. М. Беляевым и опубликованный в московском журнале «Музыка» в 1914 году, доказывает глубокое постижение Римским-Корсаковым композиционных закономерностей баховской фуги. Оригинальное претворение Римским-Корсаковым баховских принципов стало одной из основ творческого метода композитора и обрело продолжение в контрапунктической технике его учеников. Автор уточняет обстоятельства публикации работы Беляева и последовавшей дискуссии с Б. Л. Сабанеевым, а также дополняет разбор Беляева некоторыми аналитическими наблюдениями.

 

Ключевые слова: Н. А. Римский-Корсаков, Шесть фуг ор. 17 (1875), И. С. Бах, В. М. Беляев, журнал «Музыка», фуга, тема, сложный контрапункт, стретта

 

Abstract: The article considers Six Fugues op. 17 by N. A. Rimsky-Korsakov (1875) as an important milestone in the history of the Saint Petersburg conservatory contrapuntal school. The analysis of the fugues carried out by Victor M. Belyaev, an outstanding Russian researcher and a graduate of the Saint Petersburg Conservatory, and published in the Moscow weekly magazine Muzyka in 1914, proves Rimsky-Korsakov’s deep understanding of the compositional patterns of the Bach fugue. Rimsky-Korsakov's original implementation of Bach's principles became one of the foundations of the composer's creative method and was carried on in the contrapuntal technique of his disciples. The author clarifies the circumstances of the publication of Belyaev's work and the subsequent discussion with Boris L. Sabaneev, as well as supplements Belyaev's analysis with some analytical observations.

 

Keywords: N. A. Rimsky-Korsakov, Six Fugues op. 17 (1875), J. S. Bach, V. M. Belyaev, Muzyka magazine, fugue, subject, complex counterpoint, stretta

 

 

С. В. Косырева

Звуковая картина мира финно-угров: особенности монодийного мышления | 39-53

THE SOUND PICTURE OF THE WORLD OF THE FINNO-UGRIANS: ASPECTS OF MONODIC THINKING

 

Аннотация: В статье основное внимание уделено специфике звуковой картины мира финно-угорских народов. Звукоидеал финно-угров формировался в условиях лесной акустической среды, которая отличается особым ощущением пространства. Звуковая практика в контексте традиционного мышления этносов рассматривается на примере монодийных форм традиционных импровизаций. Выявляются этнические стилевые репрезентанты допесенной архаики.

 

Ключевые слова: финно-угорская монодия, традиционные импровизации, звуковая картина мира, допесенная архаика, этнический звукоидеал, этнические стилевые репрезентанты, интонирование, тембр, артикуляция, речевые функции (коммуникативная, апеллятивная)

 

Abstract: The article focuses on the specific features of the sound picture of the Finno-Ugric peoples’ world. The sound ideal of the Finno-Ugrians was formed in the conditions of the forest acoustic environment, distinguished by a unique perception of space. The sound practice in the context of the traditional thinking of ethnic groups is reviewed through the example of the monodic forms of traditional improvisations. The ethnic stylistic representatives of the pre-song archaism are revealed.

 

Keywords: Finno-Ugric monody, traditional improvisations, sound picture of the world, pre-song archaism, ethnic sound ideal, ethnic stylistic representatives, intonation, timbre, articulation, speech functions (communicative, appellative)

 

 

Е. Е. Никулина

Народнопоэтическая трактовка образа Богородицы в духовных стихах и иконописи Древней Карелии (на примере отдельных памятников) | 54-65

FOLK-POETIC INTERPRETATION OF THE FIGURE OF THE THEOTOKOS IN THE SPIRITUAL POEMS AND ICON PAINTING OF THE ANCIENT KARELIA (THROUGH THE EXAMPLE OF SINGLE MONUMENTS)

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с воплощением образа Богородицы в иконописи и духовных стихах, на примере карельских памятников XVII и XIX–XX веков – «Богоматерь Знамение» и «Сон Богородицы». В аспекте данной темы анализируется феномен двоеверия, его влияние на семантическую структуру произведения. Одним из ключевых моментов становится ориентация крестьянских мастеров на народное творчество, повседневную хозяйственную деятельность и языческие верования. Это обстоятельство приобретает основополагающий характер, поскольку именно оно даёт возможность сформировать новые экзистенциальные смыслы. В заключении делается вывод о том, что в совокупности различных аспектов создаётся почва для различных трактовок канонических изображений, в том числе апокрифов, имеющих древнюю основу.

 

Ключевые слова: Богоматерь Знамение, Богиня-мать, «Сон Богородицы», Страсти Христовы, народное мировоззрение, фольклор, феномен двоеверия, иконопись, духовный стих, мотив спирали

 

Abstract: The article is dedicated to the issues of the visualization of the figure of the Theotokos in icon painting and spiritual poems exemplified by the Karelian monuments of the 18th and 19-20th centuries – Our Lady of the Sign and The Dream of the Most Holy Theotokos. In the context of this topic, the phenomenon of dual faith is analyzed along with its influence on the semantic structure of the composition. The peasant craftsmen’s focus on folk art, day-to-day trade and paganism becomes one of the key points. This aspect becomes fundamental, since it specifically allows creating new existential meanings. Summing up, a conclusion is made that a set of various aspects paves the way for various interpretations of canonical images, including apocrypha with their ancient background.

 

Keywords: Theotokos of the Sign, Mother Goddess, The Dream of the Most Holy Theotokos, passion of Christ, popular worldview, folklore, dual faith phenomenon, icon painting, spiritual poem, spiral pattern

 

 

И. В. Копосова, Д. С. Колданова

Взгляд на тембр терменвокса в цикле Александра Райхельсона «Шесть переводов из Вилли Мельникова» | 66-84

A TAKE AT THE TIMBRE OF THE THEREMIN IN THE CYCLE SIX TRANSLATIONS FROM WILLY MELNIKOV BY ALEXANDER REICHELSON

 

Аннотация: Статья посвящена анализу цикла Александра Райхельсона «Шесть переводов из Вилли Мельникова», написанного в технике криптофонии. На основании существующих источников в статье обобщены особенности данной техники, названы причины тяготения к ней А. Райхельсона, охарактеризована манера В. Мельникова, наконец, перечислены особенности реализации криптофонического письма в «Шести переводах».

При анализе цикла также выявлены особенности трактовки тембра терменвокса и его участие в создании образного ряда сочинения. Криптофонические переводы интерпретируются как особая форма вокальной музыки, в которой текст не слышен, но заложенные в нём мотивы оказываются понятны благодаря избранным приёмам игры (в частности, разного рода глиссандированию), регистровым и иным особенностям партии терменвокса.

 

Ключевые слова: Александр Райхельсон, «Шесть переводов из Вилли Мельникова», криптофония, терменвокс, трактовка тембра

 

Abstract: The article is devoted to the analysis of the cycle Six Translations from Willy Melnikov by Alexander Reichelson written in the technique of cryptophony. The article summarizes the features of this technique on the basis of the available sources and identifies the reasons why A. Reichelson gravitated toward it; it defines the manner of W. Melnikov and specifies the implementation features of cryptography in the Six Translations.

During the analysis, the features of the theremin timbre and its participation in the development of the composition imagery are identified. Cryptophonic translations are construed as a distinctive variety of vocal music in which the text is not heard, however, the motives incorporated in it make sense due to the selected playing techniques (namely, various types of sliding), register and other features of the theremin part.

 

Keywords: Alexander Reichelson, Six Translations from Willy Melnikov, cryptophony, theremin, interpretation of timbre

 

 

Ли Цзычу, Н. В. Медведева

Проблема классификации ударных инструментов | 85-96

THE ISSUE OF THE PERCUSSION INSTRUMENTS CLASSIFICATION

 

Аннотация: В статье рассмотрена проблема классификации ударных инструментов, критерии систематики Хорнбостеля-Закса, по наличию/отсутствию определенной высотности, по способу звукоизвлечения. Особое внимание уделено связи любой классификации с ценностями соответствующей исторической эпохи. Выдвинута гипотеза о предпочтительности той или иной классификации в связи с её практическими целями.

 

Ключевые слова: ударные инструменты, Хорнбостель-Закс, идиофоны, мембранофоны, классификация Дьюи, звуковысотность, способы звукоизвлечения

 

Abstract: The article considers the issue of the percussion instruments classification, the Hornbostel-Sachs system criteria, by the presence/absence of a certain pitch, by the method of sound production. Special attention is given to the connection of any classification with the values of the corresponding historical epoch. A hypothesis about the preference of a particular classification in connection with its practical purposes is put forward.

 

Keywords: percussion instruments, Hornbostel-Sachs, idiophones, membranophones, Dewey classification, pitch, sound production methods

 

 

Д. В. Любимов

«Хореографическая поэма» К. С. Уральского на музыку Второго фортепианного концерта С. В. Рахманинова | 97-111

CHOREOGRAPHIC POEM BY K. S. URALSKY TO THE MUSIC OF S. V. RACHMANINOFF’S SECOND PIANO CONCERTO

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме пластической интерпретации Второго фортепианного концерта С. В. Рахманинова российским хореографом К. С. Уральским.

 

Ключевые слова: С. В. Рахманинов, Второй концерт для фортепиано с оркестром (c-moll, op. 18), симфоническая поэма, К. С. Уральский, балет, «хореографическая поэма»

 

Abstract: The article is devoted to the problem of plastic interpretation of S. V. Rachmaninoff’s Second Piano Concerto by the Russian choreographer K. S. Uralsky.

 

Keywords: S. V. Rachmaninoff, Second Piano Concerto (c-moll, op. 18), symphonic poem, K. S. Uralsky, ballet, choreographic poem

 

 

А. Г. Чупова

Концепция «формы окна» и её репрезентация в творчестве Сальваторе Шаррино | 113-134

THE CONCEPT OF THE WINDOW FORM AND ITS REPRESENTATION IN THE OEUVRE OF SALVATORE SCIARRINO

 

Аннотация: Сальваторе Шаррино (р. 1947) – один из самых значительных и оригинальных западноевропейских композиторов современной академической музыки, автор музыкально-эстетической концепции, которая получила отражение в цикле его лекций «Фигуры музыки от Бетховена до наших дней» (1998). В своей работе Шаррино рассматривает пять видов звуковых «фигур» – накопление, умножение, «маленький взрыв», генетическая трансформация и «форма окна». Предметом статьи стала фигура la forma a finestre («форма окна»), её концептуальное содержание и репрезентация в творчестве Шаррино. Материалом послужили произведения, написанные композитором в 1980–2000-е годы – “Efebo con radio”, “Allegoria della note”, “Cadenzario”, “Macbeth”.

Шаррино использует термин «форма окна» как метафору компьютерных окон, приводя широкий спектр аналогий для концептуализации этой фигуры. «Форма окна» представляет собой пространственно-временной разрыв, позволяющий открыть многомерность времён и пространственных измерений. В статье рассматриваются условия идентификации фигуры и порождаемые ею эффекты. Автор выделяет такие особенности, как: наличие отграниченных друг от друга «слоёв» звуковой материи в произведении, фрагментацию, обусловленную рамками «окна», периодическое возвращение звукового образа, формируемую предыдущими особенностями стратегию прерывности и непрерывности, искажение и стирание звуковых объектов. Сопоставление «окон» одного слоя и двух смежных позволяет обнаружить разные формы протекания времени. В рамках работы также затрагиваются вопросы классификации «оконных форм».

 

Ключевые слова: музыка ХХ–XXI века, Сальваторе Шаррино, фигура, «форма окна», la forma a finestre

 

Abstract: Salvatore Sciarrino (b. 1947) is one of the most significant and original Western European composers of contemporary academic music, the author of the musical and aesthetic concept, which was reflected in his lecture cycle Le figure della musica da Beethoven a oggi (1998). In his work, Sciarrino considers five types of sound figures – accumulation, multiplication, little bang, genetic transformation, and window form. The subject of the article was the figure la forma a finestre / window form, its conceptual content and representation in the oeuvre of Sciarrino. The works written by the composer in the 1980s - 2000s - Efebo con radio, Allegoria della notte, Cadenzario, Macbeth – were used for writing this article.

Sciarrino uses the term window form as a computer windows metaphor, giving a wide range of analogies to conceptualize this figure. La forma a finestre is a space-time rift that allows for opening the multidimensionality of time and space dimensions. The article discusses the criteria for figure identification and the effects caused by it. The author highlights such features as the existence of the sound matter layers in a composition separated from each other; fragmentation conditioned by the window frame; the recurrence of the sound image; the strategy of discontinuity and continuity shaped by the previous features; distortion and abrasion of the sound objects. The comparison of the windows of a single layer and two adjacent ones makes it possible to detect different forms of the passage of time. As a part of the work, the issues of classification of the window forms are also touched upon.

 

Keywords: music of the 20th‒21st centuries, Salvatore Sciarrino, figure, window form, la forma a finestre

 

 

М. В. Козак

Биография Авенира де Монфреда и современные тенденции отечественной биографики | 135-153

THE BIOGRAPHY OF AVENIR DE MONFRED AND THE CURRENT TRENDS IN RUSSIAN BIOGRAPHY

 

Аннотация: В статье представлены новые сведения о биографии Авенира де Монфреда (1903–1974) из хранящихся в личном архиве композитора (США) заметок в зарубежной прессе 1950–1970-х годов. Рассматриваются противоречия биографии композитора, возникшие при сопоставлении архивных документов времён обучения в Петроградской консерватории (1913–1923) и биографических данных, опубликованных в иностранных статьях и рецензиях.

 

Ключевые слова: А. Г. де Монфред, биография, Петроградская консерватория, А. К. Глазунов, М. А. Осоргин, Русское Зарубежье, НДМ принцип относительной музыки

 

Abstract: The article presents new information about the biography of Avenir de Monfred (1903–1974) from the 1950–1970 foreign press items stored in the composer's personal archive (USA). The contradictions of the composer's biography that arose when comparing archival documents from the time of his studies at the Petrograd Conservatory (1913–1923) and biographical data published in foreign articles and reviews are considered.

 

Keywords: A. H. de Monfred, biography, Petrograd Conservatory, A. K. Glazunov, M. A. Osorgin, Russian Abroad, NDM the principle of relative music

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru