Музыкальный журнал Европейского Севера № 4(28), 2021 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Е. Г. Окунева, Д. С. Сажина
Композиторская техника как знак: о роли серийного письма и хоровой фактуры в художественной концепции «Tempus destruendi – Tempus aedificandi» Луиджи Даллапикколы | 1-20

 

Н. А. Кравцов, В. Н. Мараев
Эргономика в эволюции клавиатур клавишных инструментов | 21-36

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Д. Н. Дорофеев
«Неоконченная» соната для альта и фортепиано М. И. Глинки в контексте развития альтового искусства | 37-45

 

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

М. В. Козак
Искушение Мессианом: «In Paradisum» Авенира де Монфреда | 46-61

 

Е. А. Анхимова
Облик кантеле в музыке финских композиторов последней трети XX века | 62-92

 

М. С. Трофимов, Ван Цзы Хао
История развития исполнительства на баяне и аккордеоне в Китае | 93-109

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. Ромеро
Наследие Хосе Антонио Абреу: оркестровая система Венесуэлы | 110-119

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Л. А. Купец
“A hero of not our time”: Giacomo Meyerbeer in Russian encyclopedic narratives of the late 19th – early 21st centuries | 120-132

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Е. Г. Окунева, Д. С. Сажина

Композиторская техника как знак: о роли серийного письма и хоровой фактуры в художественной концепции «Tempus destruendi – Tempus aedificandi» Луиджи Даллапикколы | 1–20

COMPOSITIONAL TECHNIQUE AS A SYMBOL: THE IMPORTANCE OF THE SERIAL METHOD AND CHORAL TEXTURE IN THE ARTISTIC CONCEPT OF “TEMPUS DESTRUCENDI – TEMPUS AEDIFICANDI” BY LUIGI DALLAPICCOLA

 

Аннотация: Статья посвящена анализу хорового сочинения Луиджи Даллапикколы «Tempus destruendi – Tempus aedificandi», принадлежащего позднему периоду творчества композитора. Авторы изучают особенности серийной техники данного опуса, специфику его хоровой фактуры в опоре на центральную концепцию произведения, определяемую идеей образных оппозиций – разрушения (распада) и восстановления (интеграции). Последняя находит воплощение в различных аспектах композиции: в использовании структуры диптиха, обращении к полисерийности, в видах серийных рядов и способах их изложения, в типах хоровой фактуры и принципах её развития. В конце работы делаются выводы о связи серийного и хорового письма Даллапикколы с творчеством композиторов Новой венской школы.

 

Ключевые слова: музыка ХХ века, Луиджи Даллапиккола, «Время разрушать – время строить», серийная техника, производные ряды, хоровая фактура, политембровая монодия

 

Abstract: The article covers the analysis of Luigi Dallapiccola’s choral composition “Tempus destruendi ‒ Tempus aedificandi”, belonging to the late period of the composer’s work. The authors study the features of the serial technique of the opus, the specifics of its choral texture based on its central concept, which is determined by the idea of semantic oppositions – destruction (disintegration) and reconstruction (integration). The latter is embodied in various aspects of the composition: in the use of the diptych structure, in the appeal to polyserialism, in the types of rows and ways of their presentation, in the types of choral texture and the principles of its development. At the end of the article, conclusions are drawn about the connection between the serial and choral writing of Dallapiccola and the work of the composers of the Second Viennese School.

 

Keywords: music of the 20th century, Luigi Dallapiccola, “Tempus destruendi – Tempus aedificandi”, serial technique, derived series, choral texture, polytimbral monody

 

 

Н. А. Кравцов, В. Н. Мараев

Эргономика в эволюции клавиатур клавишных инструментов | 21–36

ERGONOMICS IN THE EVOLUTION OF CHROMATIC MUSICAL KEYBOARDS

 

Аннотация: В статье показан процесс эволюции типов хроматических клавиатур клавишных инструментов. Выявлены эргономические корни модификаций механических устройств, появлявшиеся по запросам музыкальной культуры в различных эпохах. Обосновано появление новых типов систем и их разновидностей во взаимосвязи с акустической парадигмой проскакивающего металлического «язычка» – голосовой планки аккордеонов. Определены и изучены варьируемые системные элементы, влияющие на алгоритмы информационных каналов клавиатурных устройств. Показана эффективность оценки функционирования клавиатур в поле эргономической системы «человек-машина», благодаря чему впервые обозначены пути улучшения артикуляционных свойств клавиатур аккордеонов.

 

Ключевые слова: хроматика, клавиатуры, гидравлос, аккордеон, эргономика, система «человек-машина», артикуляция, функциональность

 

Abstract: The article shows the evolution process of the types of chromatic keyboard instruments. The ergonomic roots of modifications of mechanical devices, which appeared at the request of musical culture in different eras, are revealed. The emergence of new types of systems and their varieties is substantiated in connection with the acoustic paradigm of the slipping metal tongue (the vocal bar of an accordion). Variable system elements influencing the algorithms of information channels of keyboard devices are identified and studied. The effectiveness of performance evaluation of keyboards in the field of the man-machine ergonomic system is shown, due to which, for the first time, ways of improvement in the articulatory properties of accordion keyboards are outlined.

 

Keywords: chromatics, keyboards, hydraulis, accordion, ergonomics, man-machine system, articulation, functionality

 

 

Д. Н. Дорофеев

«Неоконченная» соната для альта и фортепиано М. И. Глинки в контексте развития альтового искусства | 37–45

THE “UNFINISHED” SONATA FOR VIOLA AND PIANO BY M. I. GLINKA IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF VIOLA ART

 

Аннотация: В статье рассматривается «Неоконченная» соната для альта и фортепиано d-moll М. И. Глинки в контексте истории альтового исполнительства в русской и зарубежной музыкальной культуре XVIII–XIX веков. Автор уделяет внимание творчеству К. Стамица, И. Е. Хандошкина и М. И. Глинки – композиторов, расширивших функциональную область применения альта, представив его в качестве солирующего концертного инструмента.

 

Ключевые слова: М. И. Глинка, соната для альта и фортепиано, русское музыкальное искусство, альт, альтовое искусство, музыка XIX века

 

Abstract: The article considers the “Unfinished” Sonata for Viola and Piano by M. I. Glinka in D minor in the context of the history of viola performance in Russian and foreign musical culture of the 18th – 19th centuries. The author pays attention to the works of C. Stamitz, I. E. Khandoshkin and M. I. Glinka – the very composers who expanded the functional scope of use of the viola as a solo concert instrument.

 

Keywords: M. I. Glinka, sonata for viola and piano, Russian musical art, viola, viola art, music of the 19th century

 

 

М. В. Козак

Искушение Мессианом: «In Paradisum» Авенира де Монфреда | 46–61

THE TEMPTATION BY MESSIAEN: “IN PARADISUM” BY AVENIR DE MONFRED

 

Аннотация: В статье рассматривается органная пьеса «In Paradisum» (1947) Авенира Генриховича де Монфреда (1903–1974). «In Paradisum» – произведение, созданное композитором на этапе стилистических и композиционных поисков, позднее приведших де Монфреда к созданию собственного принципа сочинения музыки, названного композитором «Новый диатонический модальный принцип относительной музыки» (НДМ принцип). Резкая смена арсенала музыкально-выразительных средств в «In Paradisum» сделала его уникальным среди сочинений всех периодов творчества де Монфреда. Несмотря на важность эксперимента с «In Paradisum» и использованными в пьесе средствами музыкальной выразительности, восходящими к «Технике моего музыкального языка» Мессиана, де Монфред так и не упомянул ни пьесу, ни персону Мессиана в своём трактате, опубликованном в 1970 году.

 

Ключевые слова: Авенир Генрихович де Монфред, Оливье Мессиан, «Новый диатонический модальный принцип относительной музыки» (1970), «Техника моего музыкального языка» (1944), «In Paradisum» (1947), политональность, полимодальность, аметричная музыка

 

Abstract: The article discusses the organ piece “In Paradisum” (1947) by Avenir de Monfred (1903–1974). “In Paradisum” is a work created by the composer at the time of stylistic and compositional search, which later led de Monfred to the creation of his own method of music composition – the new diatonic modal principle of relative music [NDM principle]. The abrupt change in the range of musical and expressive means in the play “In Paradisum” made it unique among the compositions of all periods of de Monfred's work. Despite the importance of the experiment with “In Paradisum” and the means of musical expression used in the play, dating back to Messiaen's “Technique de mon langage musical”, de Monfred never mentioned either the play or Messiaen himself in his treatise published in 1970.

 

Keywords: Avenir H. de Monfred, Olivier Messiaen, “The New Diatonic Modal Principle of Relative Music” (1970), “Technique de mon langage musical” (1944), “In Paradisum” (1947), polytonality, polimodality, ametric music

 

 

Е. А. Анхимова

Облик кантеле в музыке финских композиторов последней трети XX века | 62–92

THE IMAGE OF KANTELE IN THE MUSIC OF FINNISH COMPOSERS OF THE LAST THIRD OF THE 20TH CENTURY

 

Аннотация: В статье анализируются произведения для кантеле конструкции П. Салминена, созданные в Финляндии в промежутке с 1980-х по 2000-е годы тремя композиторами – П. Х. Нурдгреном, П. Ялканеном, М. Покела. Каждый из них, имея собственные причины для обращения к инструменту, стремился по-своему раскрыть его потенциал. При этом в рассмотренных подходах обнаружилось немало общего. Все авторы, прежде всего, работали с конструктивными ресурсами инструмента – механизмом переключения тонов, которым оснащено финское концертное кантеле. Он дал возможность использовать разные варианты настройки, не ориентированные на мажор или минор, а также открыл выход к использованию микрохроматики. Кроме того, композиторами оказались опробованы различные новые приёмы игры, благодаря которым достигаются разные сонорные эффекты. В совокупности с несвойственными для кантеле способами звукоизвлечения это позволяет говорить о современном кантеле, как о «новом» инструменте с расширенной техникой исполнительства.

 

Ключевые слова: академизация, П. Салминен, финское концертное кантеле, П. Х. Нурдгрен, П. Ялканен, М. Покела, «новый» инструмент, расширенная техника исполнительства

 

Abstract: The article analyzes the music pieces for the kantele invented by Paul Salminen that were composed in Finland during the period from the 1980s to the 2000s by three composers – Pehr Henrik Nurdgren, Pekka Jalkanen, and Martti Pokela. Each of them, having reasons of their own for drawing their focus towards the instrument, wished for unleashing its potential in their own way. At the same time, the considered approaches revealed a lot in common. All authors, first of all, worked with the constructive resources of the instrument – the tone switching mechanism, which the Finnish concert kantele is equipped with. The mechanism made it possible to use different tuning options, not directed towards major or minor, and also opened the way to the use of microtonality. In addition, the composers tried various new playing techniques, which resulted in diverse sonorous effects. Together with the methods of sound production, unusual for the kantele, this allows us to speak of the modern kantele as of a “new” instrument with an extended performance technique.

 

Keywords: academization, P. Salminen, Finnish concert kantele, P. H. Nordgren, P. Jalkanen, M. Pokela, “new” instrument, extended performance technique

 

 

М. С. Трофимов, Ван Цзы Хао

История развития исполнительства на баяне и аккордеоне в Китае | 93–109

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF BAYAN AND ACCORDION PERFORMANCE IN CHINA

 

Аннотация: В центре внимания данной статьи – исполнительство на баяне и аккордеоне в Китае. Авторы затрагивают вопросы появления первых инструментов в стране, выделяют основные этапы развития аккордеонного исполнительского искусства. Особое внимание уделяется творчеству композиторов и формированию исполнительского репертуара в разные исторические периоды. В статье также представлена информация о наиболее значимых событиях в истории баянно-аккордеонного искусства в Китае.

 

Ключевые слова: баян, аккордеон, исполнительство на баяне и аккордеоне в Китае, композиторы Китая, музыка для баяна

 

Abstract: The article focuses on bayan and accordion performance in China. The authors address the issues of the introduction of the first instruments in the country and highlight the main stages of development of the accordion performing art. Particular attention is paid to the work of composers and the formation of a performing repertoire over different historical periods. The article also provides information on the most significant events in the history of bayan and accordion art in China.

 

Keywords: bayan, accordion, bayan and accordion performance in China, Chinese composers, music for bayan

 

 

Р. Ромеро

Наследие Хосе Антонио Абреу: оркестровая система Венесуэлы | 110–119

THE LEGACY OF JOSÉ ANTONIO ABREU: THE ORCHESTRAL SYSTEM IN VENEZUELA

 

Аннотация: Национальная система молодёжных и детских оркестров и хоров Венесуэлы является социальным и культурным направлением деятельности венесуэльского государства. Задуманная и основанная в 1975 году венесуэльским маэстро Хосе Антонио Абреу, она предлагает систематизировать преподавание и практику коллективного и индивидуального музицирования через симфонические оркестры и хоры как инструменты социальной организации и гуманистического развития. Эта педагогическая, художественная и социальная модель, ставшая актуальной во всём мире, представляет собой программу социальной ответственности, оказавшую наибольшее влияние на развитие общества в истории Венесуэлы.

 

Ключевые слова: Венесуэла, Хосе Антонио Абреу, «Система», симфонические оркестры, систематизация обучения, дети, молодёжь, социальная интеграция, педагогическая модель

 

Abstract: Venezuela’s National System of Children and Youth Orchestras and Choirs is a social and cultural line of work of the Venezuelan government. Conceived and founded in 1975 by the Venezuelan maestro José Antonio Abreu, El Sistema proposes to systematize the teaching and practical training of the collective and solo music performance through symphony orchestras and choirs as instruments of social organization and humanistic development. This pedagogical, artistic and social model, which has become popular worldwide, represents a social responsibility program with the greatest impact on the social development in the history of Venezuela.

 

Keywords: Venezuela, José Antonio Abreu, “El Sistema”, symphony orchestras, systematization of education, children, young people, social integration, pedagogical model

 

 

Л. А. Купец

“A hero of not our time”: Giacomo Meyerbeer in Russian encyclopedic narratives of the late 19th – early 21st centuries | 120–132

«ГЕРОЙ НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР В РОССИЙСКИХ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ НАРРАТИВАХ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XXI ВЕКА

 

Abstract: The article analyzes the receptions of Giacomo Meyerbeer in Russia using the example of a corpus of encyclopedic publications ranging from the Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary to Wikipedia. The longitudinal analysis demonstrates both the normative perception of the composer's figure in a certain era, and the transformation of his image in a various historical and cultural context. During this period of time, the Russian image of Meyerbeer changes dramatically: from the genius whose operas everyone knew and loved, to a forgotten minor character, whose music is absent for the modern Russian public.

 

Keywords: : encyclopedias, receptive analysis, Soviet canon, Wikipedia, Meyerbeer

 

Аннотация: В статье анализируются рецепции Джакомо Мейербера в России на примере корпуса энциклопедических изданий начиная с «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона» и до Википедии. Лонгитюдный анализ демонстрирует как нормативное восприятие фигуры композитора в определённую эпоху, так и трансформацию его образа в разном историко-культурном контексте. За этот промежуток времени русский образ Мейербера резко меняется: от гения, чьи оперы знали и любили все, – до забытого второстепенного персонажа, музыка которого отсутствует для современной российской публики.

 

Ключевые слова: энциклопедии, рецептивный анализ, советский канон, Википедия, Мейербер

 

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru