Музыкальный журнал Европейского Севера № 2(26), 2021 г.
Содержание
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
М. С. Высоцкая
О композиционных особенностях «Journey to love» Фараджа Караева | 1-14
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Е. Г. Окунева
«Конструктивные ритмы» Альбана Берга в свете сериальной идеи | 15-41
Н. А. Петрусева, Н. Н. Алексеева
Прелюдия «Сон в ящике» из балета «Ящик с игрушками» К. Дебюсси: о композиционных техниках | 42-67
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
В. А. Ильюшкина
Балладная опера Джона Гэя как жанровая модель | 68-78
М. Л. Монич
О преобразованиях одной трёхголосной канонической секвенции: по материалам рукописи Танеева к «Увертюре на русскую тему» | 79-99
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. А. Кубышкин, Д. И. Морозов
Хормейстер-музыковед: о формировании навыков научной работы у студентов дирижёрских факультетов | 100-109
Л. Н. Черновская
О применении образцов марийского музыкального фольклора в курсе сольфеджио | 110-116
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
А. С. Алпатова
Архаика и её проявление в композиторском творчестве: к 90-летию со дня рождения Вельо Тормиса и к 50-летию хорового сочинения «Заклятие железа» | 117-142
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Е. А. Спист
С благодарностью учителю. К 75-летию со дня рождения Элеоноры Георгиевны Босенко | 143-150
ПОДРОБНЕЕ
М. С. Высоцкая О композиционных особенностях «Journey to love» Фараджа Караева | 1–14 ON THE COMPOSITIONAL FEATURES OF THE “JOURNEY TO LOVE” BY FARAJ KARAEV |
Аннотация: В центре исследования находится моноопера Фараджа Караева «Journey to love», рассмотренная в аспекте жанрового синтеза и особенностей организации – как внешней, обусловленной структурой либретто, так и внутренней, детерминированной серийными и иными закономерностями. Проанализированы особенности авторской работы с серией, представлены схемы, иллюстрирующие порождающую функцию исходного ряда и конструктивную функцию серийных преобразований в масштабе всего сочинения. Сделан вывод о знаковости монооперы и типообразующем значении её характеристик в контексте творчества композитора.
Ключевые слова: Караев, моноопера, композиция, серийный ряд, структура, звук
Abstract: The research focuses on Faraj Karaev's mono-opera “Journey to love” in the aspect of genre synthesis and organizational features – both external, defined by the structure of the libretto, and internal, determined by serial and other patterns. The features of the author's work with the series are analyzed; the schemes that illustrate the generating function of the original series and the constructive function of the serial transformations on the scale of the entire work are presented. The conclusion is made about the significance of the mono-opera and the type-forming importance of its characteristics in the context of the composer's work.
Keywords:Karaev, mono-opera, composition, set, structure, sound
Е. Г. Окунева «Конструктивные ритмы» Альбана Берга в свете сериальной идеи | 15–41 ALBAN BERG’S “CONSTRUCTIVE RHYTHMS” IN THE ASPECT OF THE SERIAL IDEA |
Аннотация: В статье рассматриваются новации Альбана Берга в области ритмического структурирования. Композитор использовал в своей музыке ритмы, которые называл «конструктивными» и обозначал в партитуре аббревиатурой RH (от немецкого Hauptrhythmus). Особенности ритмической техники Берга исследуются на примере отдельных фрагментов из опер «Воццек» и «Лулу», Камерного концерта и «Лирической сюиты», показывается связь конструктивных ритмов с сериальной идеей. Особое внимание уделяется способам трансформации ритмов путём увеличения или уменьшения, сочетания рациональных и иррациональных длительностей, смещения акцентов и т. п. Отдельно обсуждаются причины недооценённости композиционно-технических новшеств Берга в области ритма молодым поколением западноевропейских сериалистов.
Ключевые слова: Альбан Берг, «конструктивный ритм», Hauptrhytmus, сериализм, ряд длительностей, «Воццек», «Лулу», Камерный концерт, «Лирическая сюита»
Abstract: The article discusses Alban Berg's innovations in the field of rhythmic structuring. The composer called the rhythms used in his music constructive and defined them in the score as RH (from the German Hauptrhythmus). The peculiarities of Berg’s rhythmic technique are studied through the example of individual fragments from the operas “Wozzeck” and “Lulu”, the Chamber Concert and the “Lyric Suite”. The author of the article shows the connection of the constructive rhythms to the serial idea. Special attention is paid to the methods of rhythms transformation by augmentation or diminution, combining rational and irrational rhythms, shifting accents, etc. The reasons why Berg’s rhythmic technique was underrated by the young generation of the Western European serialism composers are discussed separately.
Keywords: Alban Berg, constructive rhythm, Hauptrhytmus, serialism, duration row, “Wozzeck”, “Lulu”, Chamber Concert, “Lyric Suite”
Н. А. Петрусева, Н. Н. Алексеева Прелюдия «Сон в ящике» из балета «Ящик с игрушками» К. Дебюсси: о композиционных техниках | 42–67 DEBUSSY'S PRELUDE “THE TOY-BOX ASLEEP” FROM THE BALLET “THE TOY-BOX”: ABOUT COMPOSITIONAL TECHNIQUES |
Аннотация: В статье рассматриваются композиционные техники прелюдии «Сон в ящике», открывающей балет «Ящик с игрушками» Клода Дебюсси. Рассмотрены история создания, влияние М. П. Мусоргского и И. Стравинского, трактовка жанра и цикла. Показаны эстетическая установка, особенности творческого мышления композитора в аспекте взаимодействия ладовых, метрических структур и процесса формообразования. Впервые определены форма, метро-тематические структуры, модальные и гармонические техники вступительной прелюдии «Сон в ящике» в аспекте существенных измерений музыки Дебюсси: взаимоотношения звука и пространства, движения и времени. Тематизм во взаимодействии с формообразованием объясняется в статье с позиций неоримановской теории метрического периода, основанной на структуралистском мировоззрении. Использован комплексный подход как сочетание элементов биографического, компаративного и структурно-музыкального методов.
Ключевые слова: балет «Ящик с игрушками» Дебюсси, пасторальное миросозерцание, метод монтажа, форма прелюдии «Сон в ящике», хореический тип метра, структурное варьирование, модальные и новые гармонические техники
Abstract: The article covers compositional techniques of “The Toy-Box Asleep” prelude which serves as an introduction to “The Toy-Box” ballet by Claude Debussy. The history of its creation, the influence of Mussorgsky and Stravinsky, the interpretation of the genre and the cycle are examined. The aesthetic attitude, the features of the composer's creative thinking in the aspect of the interaction of modal and metric structures and the process of shaping are demonstrated. For the first time the form, the metro-thematic structures and the modal and harmonic techniques of the prelude “The Toy-Box Asleep” are defined in the aspect of the essential dimensions of Debussy's music: the relationship between sound and space, movement and time. The thematism in its interaction with the process of shaping is explained from the standpoint of the Neo-Riemannian theory of the metric period, based on the structuralist worldview. An integrated approach is used as a combination of components of the biographical, comparative, structural and musical methods.
Keywords: Debussy's “The Toy-Box” ballet, pastoral worldview, installation method, form of “The Toy-Box Asleep”, choreic meter type, structural variation, modal and new harmonic techniques
В. А. Ильюшкина Балладная опера Джона Гэя как жанровая модель | 68–78 JOHN GAY’S BALLAD OPERA AS A GENRE MODEL |
Аннотация: В данной статье «Опера Нищего» Джона Гэя рассматривается как модель жанра, с ориентацией на которую в XVIII–XX веках в зарубежной культуре появился ряд развлекательных музыкальных представлений.
Ключевые слова: балладная опера, Джон Гэй, «Опера Нищего»
Abstract: In this article “The Beggar’s Opera” by John Gay is considered as a genre model that gave rise to a number of entertaining musical performances in foreign culture between the 18th and the 20th century.
Keywords: ballad opera, John Gay, “The Beggar’s Opera”
М. Л. Монич О преобразованиях одной трёхголосной канонической секвенции: по материалам рукописи Танеева к «Увертюре на русскую тему» | 79–99 THE DERIVATIONS OF ONE CANONICAL SEQUENCE: STUDYING TANEEV’S DRAFTS TO THE “OVERTURE ON THE RUSSIAN THEME” |
Аннотация: Задолго до рождения своего учения С. И. Танеев активно исследует свойства русского мелодического материала, применяя к нему разнообразные способы полифонической работы, и находит варианты простых, но редко встречающихся имитационных форм, не входящих в число случаев, подробно объяснённых в его будущих теоретических трудах. В настоящей статье предпринята попытка продолжить поиски композитора и учёного на основе контрапунктических проб из черновых рукописей к «Увертюре на русскую тему» до мажор. Здесь наглядно показываются и процесс нахождения преобразований танеевской канонической секвенции, и его результат. Поиск осуществляется как при помощи методов, разработанных последователями контрапунктического учения С. И. Танеева, так и эмпирическим путём, близким послеконсерваторским опытам самого композитора.
Ключевые слова: С. И. Танеев, «Увертюра на русскую тему», трёхголосная каноническая секвенция, преобразования канонов
Abstract: Long before writing his Study of a Canon Sergei Taneev was actively investigating the qualities and possibilities of the Russian melodic materials by applying different polyphonic tools to it. He has found a number of simple but rare imitative forms which later were not even described in his theoretical works. This article attempts at continuing the composer’s practical study based on his counterpoint samples from the drafts to his “Overture on the Russian Theme” C Major. Our research shows both the process of finding the rare derivations of the canonical sequence and the results of this process. The method of our analysis was partly based on the theory formulated by the scholars of Taneev counterpoint school and partly on the empirical trials close to the experiments of the composer himself in his post-conservatory years.
Keywords: S. I. Taneev, “Overture on the Russian Theme”, thee-party canonical sequence, derivations in canons
А. А. Кубышкин, Д. И. Морозов Хормейстер-музыковед: о формировании навыков научной работы у студентов дирижёрских факультетов | 100–109 CHOIRMASTER-MUSICOLOGIST: FORMATION OF SCIENTIFIC WORK SKILLS IN STUDENTS OF CONDUCTING FACULTIES |
Аннотация: Интеграция в Болонскую систему изменила целевые установки системы музыкального образования, актуализировав необходимость научного компонента в профессиональной деятельности музыкантов-практиков. В центре внимания статьи – вопросы формирования навыков научной работы у студентов, обучающихся на дирижёрских факультетах творческих вузов. Изучая проблемы Болонского процесса, авторы считают плодотворным синтез прогрессивных тенденций европейской системы образования и традиций отечественной педагогики. Способы активизации научно-исследовательского потенциала студентов-хормейстеров рассматриваются на примере опыта кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных.
Ключевые слова: Болонская конвенция, компетентность, творческий вуз, хормейстер, дисциплины по выбору, студенческое научно-творческое общество, научная работа обучающихся, Российская академия музыки имени Гнесиных
Abstract: The integration into the Bologna system has changed the goals of the music education system and actualized the need for a scientific component in the professional activities of practicing musicians. The article focuses on the formation of scientific work skills in students of the conducting faculties of creative universities. By studying the issues of the Bologna process, the authors consider the synthesis of progressive trends in the European education system and the traditions of domestic pedagogics to be fruitful. Methods of activating the research potential of choirmaster students are examined by the example of the experience of the Choral Conducting Department of the Gnesin Russian Academy of Music.
Keywords: Bologna Convention, competence, creative university, choirmaster, elective subjects, student scientific and creative society, scientific work of students, Gnesin Russian Academy of Music
Л. Н. Черновская О применении образцов марийского музыкального фольклора в курсе сольфеджио | 110–116 ON THE USE OF MARI MUSICAL FOLKLORE IN THE SOLFEGGIO COURSE |
Аннотация: В статье рассматривается опыт применения марийского музыкального фольклора на занятиях сольфеджио, утверждается необходимость включения образцов народной музыки в образовательный процесс как важной составляющей формирования нравственной личности и сохранения традиционных ценностей народа.
Ключевые слова: образовательная среда, проблемы образования, марийский фольклор, сольфеджио
Abstract: The article covers the experience of using the Mari musical folklore in solfeggio classes, and the need of including folk music samples in the educational process as an important component of the formation of a moral character, and the preservation of the traditional values of the people.
Keywords: educational environment, educational issues, Mari folklore, solfeggio
А. С. Алпатова Архаика и её проявление в композиторском творчестве: к 90-летию со дня рождения Вельо Тормиса и к 50-летию хорового сочинения «Заклятие железа» | 117–142 ARCHAISM AND ITS MANIFESTATION IN THE COMPOSER’S WORK: ON THE OCCASION OF THE 90TH BIRHDAY OF VELJO TORMIS AND ON THE 50TH ANNIVERSARY OF THE CHORAL WORK “CURSE UPON IRON” |
Аннотация: Статья посвящена юбилею выдающегося современного эстонского композитора, представителя направления «Новая фольклорная волна» Вельо Риховича Тормиса (1930–2017). Главная исследовательская проблема заключена в выявлении особенностей претворения элементов архаической музыки и раскрытия возможностей архетипов в произведении «Заклинание железа» (1972) для солистов и смешанного хора с сопровождением ударного инструмента.
Методологическую базу составили подходы, сложившиеся в области теоретического музыкознания и этномузыковедения. Автор разграничивает понятия «архаика» и «новая архаика», вводит и представляет понятийную триаду «архаика – неоархаика – псевдоархаика» и показывает место в ней феномена «археомузыка», понятие «археофольклоризм» как обозначение ветви направления «Новой фольклорной волны» в академической музыке XX–XXI веков.
Проявление архаики в «Заклинании железа» Тормиса прослеживается на четырёх основных уровнях: собственно археомузыка – звучание аутентичного инструмента (корякского бубна из музейной коллекции); звукоподражание игре на варгане, обрядовому пению и заклинанию; архаические ладовые архетипы на основе звукорядов олиготоники и хазматоники (унохорд, дихорд, трихорд); рондообразная структура как основа музыкальной формы композиции.
Ключевые слова: Вельо Рихович Тормис, неофольклоризм, «Новая фольклорная волна», хоровая музыка, музыкальная культура Эстонии, «Заклинание железа».
Abstract: The article is dedicated to the 90th birthday of the outstanding contemporary Estonian composer Veljo Rikhovich Tormis (1930–2017) – the representative of the Neo-Folklore trend and the Neo-Folklore style (the «New Folkloristic Wave» in Soviet Music). The main research problem is the identification of the peculiarities of the transformation of the archaic music elements and the disclosure of the archetypes’ possibilities in the work “Curse Upon Iron” (1972) for soloists and mixed choir accompanied by a percussion instrument.
The methodological basis consists of the theoretical musicology and ethnomusicology approaches. The author distinguishes between the concepts of archaism and new archaism, introduces and presents the conceptual triad archaism – new archaism – pseudo-archaism and demonstrates where the phenomenon of archeomusic belongs in it, the concept of archeofolklorism as a designation of the branch of the Neo-Folklore trend and the Neo-Folklore style in art music of the 20th–21st centuries.
The manifestation of the archaism in Tormis' “Curse Upon Iron” can be observed at four main levels: archaeomusic itself as the sound of an authentic instrument (a Koryak shaman tambourine from the museum collection); onomatopoeia of jaw's harp sounds, ritual singing and spells; archaic modal archetypes based on oligotonic and chasmatonic scales (unichord, dichord, trichord); and rondo-shaped structure as the basis of the musical form of the composition.
Keywords: Veljo Rikhovich Tormis, Neo-Folklore Trend, the “New Folkloristic Wave” in Soviet Music, Choral Music, Estonian Musical Culture, “Curse Upon Iron”
Е. А. Спист С благодарностью учителю. К 75-летию со дня рождения Элеоноры Георгиевны Босенко | 143–150 WITH GRATITUDE TO THE TEACHER. ON THE OCCASION OF THE 75TH BIRTHDAY OF ELEONORA GEORGIEVNA BOSENKO |
Аннотация: 13 августа 2020 года исполнилось 75 лет замечательному музыканту и педагогу Элеоноре Георгиевне Босенко. В 2021 году исполняется 50 лет её творческой деятельности на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства Петрозаводской консерватории. Автор статьи делится воспоминаниями о занятиях со своим наставником в студенческие годы, размышляет о роли личности педагога в формировании и воспитании молодых музыкантов. В публикации использованы документы, хранящиеся в архивах средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской консерватории.
Ключевые слова: Э. Г. Босенко, Л. И. Зелихман, М. Я. Хальфин, Т. Л. Фидлер, музыкальная школа-десятилетка, Ленинградская государственная консерватория, Петрозаводская государственная консерватория
Abstract: A wonderful musician and a great teacher Eleonora Georgievna Bosenko turned seventy-five on August 13, 2020. In 2021 it will be 50 years since she started working at the Chamber Ensemble and Piano Accompaniment Department of the Petrozavodsk Glazunov State Conservatoire. The author shares her recollections of her mentor E. G. Bosenko and her experience of being Bosenko’s student, and reflects on the influence of the personality of a mentor in the development and education of young musicians. The paper uses documents from the archives of the Saint Petersburg Secondary Special Music School and the Rimsky-Korsakov Saint Petersburg State Conservatory.
Keywords: E. G. Bosenko, L. I. Zelikman, M. Ya. Halfin, T. L. Fiedler, the Secondary Special Music School, the Leningrad State Conservatory, Petrozavodsk State Conservatory