Музыкальный журнал Европейского Севера № 2(10), 2017 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

И. Н. Горная, Т. Н. Капустина
О жанровой природе фортепианного цикла Леопольда Годовского «Триаконтамерон» | 1-22

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Н. П. Хилько, А. Е. Аверина
Вокальный цикл Эдуарда Патлаенко «Забытые песни»: к проблеме интерпретации поэтического первоисточника | 23-59

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

И. В. Мациевский
Вклад П. И. Чисталёва в становление отечественного инструментоведения и финно-угроведения | 60-74

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Дворников
Некоторые фонетические проблемы, возникающие при обучении китайских студентов академическому пению | 75-84

 

ПОДРОБНЕЕ

 

И. Н. Горная, Т. Н. Капустина

О жанровой природе фортепианного цикла Леопольда Годовского «Триаконтамерон» | 1–22

ABOUT THE GENRE NATURE OF THE PIANO CYCLE BY LEOPOLD GODOVSKY “TRIAKONTAMERON”

 

Аннотация: Статья посвящена анализу жанрово-семантической сферы в фортепианной сюите «Триаконтамерон» Леопольда Годовского, который внёс огромный вклад в развитие фортепианной музыки не только как выдающийся пианист, но и как замечательный композитор. Фундаментальная сюита Годовского до сих пор не получала какого-либо анализа в музыковедческой литературе. Описание жанровой природы сюиты «Триаконтамерон» позволяет раскрыть драматургию и архитектонику цикла, выявить традиционные и новаторские черты в композиции произведения. Анализ жанрово-семантической палитры сюиты позволяет по-новому взглянуть также на эволюцию жанра вальса, который лежит в основе сочинения.

 

Ключевые слова: Годовский, фортепианная сюита, циклическое единство, жанр вальса, тональная драматургия, архитектоника

 

Abstract: The article covers the analysis of the genre and the semantic sphere in the piano suite “Triacontameron” by Leopold Godowsky, who made a great contribution to the development of piano music not only as an outstanding pianist, but also as a remarkable composer. The fundamental suite by Godowsky has not yet received any analysis in the musicological literature. The description of the genre nature of the suite “Triacontameron” enables to reveal the dramaturgy and architectonics of the cycle, to identify traditional and innovative features in the composition of the work. The analysis of the genre and the semantic palette of the suite offers a new look at the evolution of the waltz genre that forms the basis of the work.

 

Keywords: Godowsky, piano suite, cyclic unity, waltz genre, tonal dramaturgy, architectonics

 

 

Н. П. Хилько, А. Е. Аверина

Вокальный цикл Эдуарда Патлаенко «Забытые песни»: к проблеме интерпретации поэтического первоисточника | 23–59

RUSSIAN LYRICAL SONGS IN THE SINGING TRADITION OF THE LIVVIK-KARELIANS: TO THE PROBLEM OF “ONE’S OWN” / “BORROWED”

 

Аннотация: Статья посвящена вокальному циклу карельского композитора Э. Патлаенко «Забытые песни», в основе которого – поэтический цикл Ф. Сологуба «Звезда Маир». Придуманная поэтом-символистом чудесная земля – единственное место, где можно укрыться от суетной и грешной реальности. Но она достижима только после физической смерти. Композитор переосмыслил трагическую концепцию Ф. Сологуба, сделав доминирующим образ фантастического мира. Для этого он перестроил композицию, посредством фактуры и лада в инструментальной партии сформировал красочный тематический комплекс. Органично сочетая разные вокальные жанры, композитор создал многоплановое по эмоциональной наполненности музыкальное высказывание. «Забытые песни» Э. Патлаенко являются одновременно лирическим монологом и сказанием о мире мечты.

 

Ключевые слова: Э. Патлаенко, «Забытые песни», Ф. Сологуб, «Звезда Маир», композиция, тематизм

 

Abstract: The article is devoted to the vocal cycle “Forgotten songs” by the Karelian composer E. Patlayenko, based on F. Sologub’s poetic cycle “The Star Mair”. Invented by the poet-symbolist, the wonderful land is the only place where one can escape from worldly and sinful reality. But it is attainable only after physical death. The composer reinterpreted the tragic concept of F. Sologub, making the image of the visionary world dominant. To achieve this he restructured the composition and formed by means of texture and harmony a colorful thematic complex in the instrumental part. Organically combining different vocal genres, the composer has created a multifaceted musical statement in terms of emotional fullness. “Forgotten songs” by E. Patlayenko are both a lyrical monologue and a tale of the dream world.

 

Keywords: E. Patlayenko, “Forgotten songs”, F. Sologub, “The Star Mair”, composition, thematic transformation

 

И. В. Мациевский

Вклад П. И. Чисталёва в становление отечественного инструментоведения и финно-угроведения | 60–74

PROMETEJ CHISTALEV’S CONTRIBUTION TO THE ESTABLISHMENT OF DOMESTIC ORGANOLOGY AND FINNO-UGRIC STUDIES

 

Аннотация: В статье дано обобщение вклада П. И. Чисталёва в становление коми и развитие российского и финно-угорского этноинструментоведения второй половины ХХ века. Отмечены его достижения в сфере научной документации (полевого исследования, аудиофиксации и транскрипции инструментальной музыки, создания стационарных исследовательских баз) явлений традиционной музыкальной культуры; изучения народной инструментоведческой терминологии, традиционной теории и эстетики инструментализма; вклад в изучение исторических пластов и этапов эволюции музыкального инструментария пермско-финских народов и проектирование системно-этнофонической методологии. Поставлены задачи изучения, научной реконструкции и широкого внедрения в современную исследовательскую и педагогическую практику творческого наследия П. Чисталёва.

 

Ключевые слова: инструментоведение, историко-морфологический подход, Коми, органология, пермско-финские и финно-угорские народы, системно-этнофонический метод, традиционная теория, терминология и эстетика музыки, транскрипция, универсальная классификация музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса

 

Abstract: The article generalizes Prometej Chistalev’s contribution to the establishment of Komi and the development of Russian and Finno-Ugric ethno-organology during the second half of the 20th century. The paper notes Chistalev’s attainments in scientific documentation (field research, field recording and transcription of instrumental music, arranging steady research stations), phenomena of traditional musical culture; studying folk organological terminology, traditional theory and aesthetics of instrumentalism; contribution to the study of historical layers and evolution stages of musical instrumentarium of the Permian-Finnic peoples and establishing systematic ethnophonic methodology. The article sets goals to study, scientifically reconstruct and mainstream into the present-day research and teaching practices of the Chistalev’s creative heritage.

 

Keywords: study of instruments, historic-morphological approach, Komi, organology, Perm-Finnish and Finno-Ugric peoples, systematic ethnophonic method, traditional theory, terminology and aesthetics of music, transcription, Hornbostel-Sachs musical instrument classification

 

В. И. Дворников

Некоторые фонетические проблемы, возникающие при обучении китайских студентов академическому пению | 75–84

SOME PHONETIC PROBLEMS IN TEACHING ACADEMIC SINGING TO CHINESE STUDENTS

 

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей фонетических систем русского и китайского языков, вызывающих трудности в процессе обучения студентов из КНР академическому пению, которые могут быть связаны с местом и способом произношения гласных и согласных звуков. Автор особое внимание уделяет согласным звукам, образующим пары по глухости-звонкости, которые отсутствуют в китайском языке, и китайские студенты практически их не различают. Уделяется внимание произнесению сонорного «Н», твердого и мягкого «Л», сложным сочетаниям двух и более согласных в начале и в середине слова. Рассматриваются такие явления, как эпентеза и диереза, а так же ударение и редукция в русском языке. Автор напоминает о правилах оглушения и озвончения согласных в русском языке. В статье предлагаются некоторые упражнения для преодоления фонетических трудностей. Статья, в первую очередь, адресована педагогам по вокалу.

 

Ключевые слова: академическое пение, китайский язык, флективный тип, изолирующий тип, инициаль, медиаль, финаль, эпентеза, диереза, тональный язык, фонема, лабиализация

 

Abstract: The article covers some features of the phonetic systems of the Russian and the Chinese languages that cause difficulties in the process of teaching academic singing to students from the People's Republic of China, which can arise from the place and manner of pronunciation of vowels and consonants. The author pays special attention to the consonant sounds that form pairs of voicelessness- sonance, which are not present in Chinese, and Chinese students practically do not differentiate them. Attention is paid to the pronunciation of the sonorous “N”, hard and soft “L”, complex combinations of two or more consonants in the beginning and in the middle of the word. The article also considers such phenomena as epenthesis and diaeresis, as well as stress and reduction in the Russian language. The author reminds of the rules for devoicing and voicing consonants in the Russian language. The article suggests some exercises for overcoming phonetic difficulties. The article, first of all, is addressed to teachers of singing.

 

Keywords: academic singing, Chinese language, inflective type, isolating type, initial, medial, final, epenthesis, diaeresis, tonal language, phoneme, labialization

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru