Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(41), 2025 г.
Содержание
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА | 1–2
DOI:10.61908/2413-0486.2025.41.1.glavred
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Т. В. Красковская, А. А. Кубышкин
«ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНТАТА» А. К. ГЛАЗУНОВА НА ТЕКСТ К. Р. В АСПЕКТЕ МОРФОЛОГИИ И ПОЭТИКИ ЖАНРА | 3–20
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.3-20
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
М. М. Подгузова
«ЦАРЬ АРФЫ»: ЭСКИЗ ПОРТРЕТА АЛЬБЕРТА ЦАБЕЛЯ | 21–38
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.21-38
ПАМЯТЬ СЕРДЦА: ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИРИНЕ НИКОЛАЕВНЕ БАРАНОВОЙ (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) | 39–58
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.person
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
А. Г. Чупова
МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ И СТРУКТУРЕ РОМАНА ГЮНТЕРА ГРАССА «ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН». (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) | 59–78
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.59-78
Т. С. Екименко
О ДВУХ КАРЕЛЬСКИХ НАПЕВАХ В МУЗЫКЕ АЛЕКСАНДРА БЕЛОБОРОДОВА (К ПРОБЛЕМЕ «КОМПОЗИТОР И ФОЛЬКЛОР») | 79–92
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.79-92
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
А. А. Упанова
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.93-105
Ню Цзинцзин
«КОЛОКОЛА В ТУМАНЕ»: ФЕНОМЕН ЛИРИЧЕСКОЙ СОНОРИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Э. ДЕНИСОВА | 106–116
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.106-116
А. А. Чекалин
СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ Б. ТИЩЕНКО В ПРЕЛОМЛЕНИИ ТРАДИЦИЙ Д. ШОСТАКОВИЧА | 117–132
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.117-132
П. В. Марченко
КОЛЛЕКЦИЯ МОНОЛИНГВАЛЬНЫХ АЭРОФОНОВ ИЗ ФОНДА «ЦЕНТРА МУЗЫКАЛЬНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ В. И. ПОВЕТКИНА» | 133–144
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.41.1.133-144
ПОДРОБНЕЕ
Т. В. Красковская, А. А. Кубышкин
«ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНТАТА» А. К. ГЛАЗУНОВА НА ТЕКСТ К. Р. В АСПЕКТЕ МОРФОЛОГИИ И ПОЭТИКИ ЖАНРА | 3–20
Аннотация: Статья посвящена «Торжественной кантате» А. К. Глазунова, созданной на текст великого князя Константина Романова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Анализ комплекса музыкально-выразительных средств кантаты «на случай» и процесса взаимодействия в ней музыкального и текстового рядов позволил сделать выводы об оригинальном претворении характерных для жанра образных сфер (прославление, эпическое повествование, молитва) и о ведущей роли хоровой фактуры в трансляции содержания произведения.
Ключевые слова: А. К. Глазунов, Константин Романов, музыка и слово, хоровая фактура, кантата «на случай»
Tatyana V. Kraskovskaja Aleksey A. Kubyshkin
A. K. GLAZUNOV’S “SOLEMN CANTATA” TO THE TEXT BY K. R. IN THE ASPECT OF MORPHOLOGY AND POETICS OF THE GENRE
Abstract: The article examines Alexander Glazunov’s “Solemn Cantata”, created to the text by Grand Duke Konstantin Romanov (K.R.) for the 100th anniversary of Alexander Pushkin’s birth. The analysis of the musical and expressive means in the incidental cantata and the interaction between its musical and textual series reveals the work’s original implementation of the characteristic thematic spheres of the genre (glorification, epic narration, and prayer) and the central role of choral texture in conveying the composition’s content.
Keywords: A. K. Glazunov, Konstantin Romanov, music and word, choral texture, incidental cantata
М. М. Подгузова
«ЦАРЬ АРФЫ»: ЭСКИЗ ПОРТРЕТА АЛЬБЕРТА ЦАБЕЛЯ | 21–38
Аннотация: Статья посвящена выдающемуся арфисту-виртуозу романтической эпохи, «петербургскому немцу» Альберту Цабелю (1834–1910). Он приехал в Россию в 1855 году и остался здесь навсегда. На протяжении полувека Цабель поражал слушателей своей виртуозной и выразительной игрой. Актуальность и новизна публикации определяется новым ракурсом исследования, в котором артистическая деятельность арфиста впервые рассматривается в контексте общеевропейской и российской музыкальной культуры второй половины XIX столетия.
Ключевые слова: Альберт Цабель, арфа, арфист, арфовое искусство, русские исполнительские школы, виртуозный стиль
Marina M. Podguzova
«KING OF THE HARP»: A SKETCH OF ALBERT ZABEL’S PORTRAIT
Abstract: The publication is dedicated to Albert Zabel (1834–1910), an outstanding virtuoso harpist of the Romantic era and a St. Petersburg German. He arrived in Russia in 1855 and stayed there permanently. For half a century, Zabel amazed listeners with his virtuoso and expressive performances. The relevance and novelty of the publication lie in its new research perspective, which examines the harpist’s artistic career for the first time in the context of pan-European and Russian musical culture in the second half of the 19th century.
Keywords: Albert Zabel, harp, harpist, harp art, Russian performance schools, virtuoso style
ПАМЯТЬ СЕРДЦА: ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИРИНЕ НИКОЛАЕВНЕ БАРАНОВОЙ (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) | 39–58
Аннотация: В январе 2025 года исполнилось 70 лет со дня рождения И. Н. Барановой – музыковеда, чья жизнь была связана с Петрозаводской консерваторией. Ученица Ю. Г. Кона, Ирина Николаевна продолжала традиции основанной им в стенах консерватории научной школы, состоялась как авторитетный учёный и уважаемый педагог. В статье представлены воспоминания об И. Н. Барановой её друзей и коллег: Киры Иосифовны Южак, Елены Викторовны Титовой, Татьяны Суреновны Кюрегян, Рувима Ароновича Островского. Их память сохранила немало деталей и фактов, которые позволяют воссоздать облик Ирины Николаевны как учёного, учителя и человека, обладавшего комплексом редких морально-этических качеств.
Ключевые слова: И. Н. Баранова, Ю. Г. Кон, Петрозаводская консерватория, К. И. Южак, Е. В. Титова, Т. С. Кюрегян, Р. А. Островский
MEMORY OF THE HEART: MEMORIES (REMEMBRANCE) OF IRINA NIKOLAEVNA BARANOVA (FOR THE 70TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)
Abstract: January 2025 marked the 70th anniversary of the birth of I. N. Baranova, a musicologist whose life was connected with the Petrozavodsk Conservatory. As a student of Yu. G. Kon, Irina Nikolaevna became a follower of the traditions of the scientific school, which he founded within the walls of our university, established herself as an authoritative scientist and respected teacher. The anniversary was the reason for the publication of memoirs about Irina Nikolaevna, which belong to her friends and colleagues: Kira Iosifovna Yuzhak, Elena Viktorovna Titova, Tatiana Surenovna Kyuregyan, Reuven Aronovich Ostrovsky. Their memory has preserved many details and facts that allow us to recreate the image of I. N. Baranova as a scientist, teacher and a person with a complex of rare moral and ethical qualities.
Keywords: I. N. Baranova, Yu. G. Kon, Petrozavodsk Conservatory, K. I. Yuzhak, E. V. Titova, T. S. Kyuregyan, R. A. Ostrovsky
А. Г. Чупова
МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ И СТРУКТУРЕ РОМАНА ГЮНТЕРА ГРАССА «ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН». (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) | 59–78
Аннотация: В статье исследуются особенности литературно-музыкального диалога в романе Г. Грасса «Жестяной барабан». Первая часть посвящена изучению принципов сюжетно-тематической репрезентации музыки и музыканта в художественном мире романа. Автор использует методы, разработанные в отечественных интермедиальных исследованиях, нарратологии, компаративистике и музыковедении. Концептуализация музыки рассматривается в контексте гротескно-пародийного переосмысления писателем модели Künstlerroman, а также сквозь призму полисемичности основных музыкальных образов-символов.
Ключевые слова: Гюнтер Грасс, «Жестяной барабан», роман о художнике, барабан, музыкальные инструменты
Anna G. Chupova
MUSIC IN THE ARTISTIC WORLD AND SRUCTURE OF GÜNTER GRASS’S NOVEL DIE BLECHTROMMEL (PART ONE)
Abstract: The article examines the features of literary and musical dialogue in G. Grass’s novel Die Blechtrommel. The first part focuses on the principles of plot-thematic representation of music and the musician in the novel’s artistic world, as well as the specifics of the functioning of the musical intertext on its pages. The author employs methods developed in Russian intermedia studies, narratology, comparative literature and musicology. The conceptualization of music is considered in several aspects: in the context of the writer’s grotesque and parodic reinterpretation of the Künstlerroman model, as well as through the prism of the polysemy of the main musical image-symbols.
Keywords: Günter Grass, “Die Blechtrommel”, Künstlerroman, drum, musical instruments
Т. С. Екименко
О ДВУХ КАРЕЛЬСКИХ НАПЕВАХ В МУЗЫКЕ АЛЕКСАНДРА БЕЛОБОРОДОВА (К ПРОБЛЕМЕ «КОМПОЗИТОР И ФОЛЬКЛОР») | 79–92
Аннотация: В статье рассмотрены формы работы Александра Белобородова с традиционными карельскими напевами «Ты кукуй, кукуй, кукушка» и «Мир ждал нового месяца» в сочинениях разных жанров и периодов творчества. Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано «Карельские песни», написанный в годы учёбы в Петрозаводском филиале ЛОЛГК, стал начальным этапом освоения композитором фольклорных источников в жанровых условиях обработки. В Симфонии напев «Мир ждал нового месяца», использованный в качестве основной темы I части, развивается посредством имитационной полифонии. В балете «Скала двух лебедей» фольклорный материал представлен лишь отдельными конструктивными элементами, распознающимися только в процессе анализа.
Ключевые слова: Александр Белобородов, «Ты кукуй, кукуй, кукушка», «Мир ждал нового месяца», «Карельские песни», Симфония, балет «Скала двух лебедей»
Tatiana S. Ekimenko
ON TWO KARELIAN TUNES IN THE MUSIC OF ALEXANDER BELOBORODOV (CONCERNING THE ISSUE OF «COMPOSER AND FOLKLORE»)
Abstract: The article examines Alexander Beloborodov's approach to traditional Karelian melodies, “You Cuckoo, Cuckoo, Cuckoo” and The “World Awaited the New Moon”, in compositions of different genres and creative periods. The vocal cycle “Karelian Songs” for mezzo-soprano and piano, written during his studies at the Petrozavodsk branch of Leningrad State Conservatory, marked the composer’s initial exploration of folklore sources within the framework of arrangement. In his Symphony, the melody “The World Awaited the New Moon”, used as the main theme of the first movement, develops through imitative polyphony. In the ballet “The Cliff of Two Swans”, folk material is incorporated only as structural elements, recognizable only through analytical examination.
Keywords: Alexander Beloborodov, «You Cuckoo, Cuckoo, Cuckoo», «The World Awaited the New Moon», «Karelian Songs», Symphony, ballet «The Cliff of Two Swans»
А. А. Упанова
«БОГАТЫРСКИЙ КОНЦЕРТ» ДЛЯ ДОМРЫ И СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВА: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ДРАМАТУРГИИ | 93–105
Аннотация: Статья представляет собой аналитический очерк, посвящённый «Богатырскому концерту» для домры и симфонического оркестра Евгения Петрова. Сочинение рассматривается как продолжающее развитие жанра одночастного концерта, при этом фокус внимания направлен на индивидуальное авторское решение подобной композиции в связи с избранной программой. Изучаются композиционные и драматургические особенности произведения, специфика тематического материала и способы работы с ним, особенности исполнительских средств в партии солиста. Исходя из проведённого исследования сделаны выводы о том, что композиция Концерта Петрова синтезирует в себе черты моноцикла и сонатной формы. Реализации этой идеи способствует «просвечивающий» сквозь конструкцию Концерта изобретательно выстроенный сюжетный ряд, в котором происходит взаимодействие «реального» мира рассказчика и «сказочного» мира героев его повествования.
Ключевые слова: Е. В. Петров, «Богатырский концерт», концерт для домры, домра и симфонический оркестр
Anastasia A. Upanova
“BOGATYRSKY CONCERTO” FOR DOMRA AND SYMPHONY ORCHESTRA BY EVGENY PETROV: FEATURES OF COMPOSITION AND DRAMATURGY
Abstract: This article is an analytical study dedicated to “’Bogatyrsky Concero” for domra and symphony orchestra by Evgeny Petrov. The composition is considered as a continuation of the single-movement concerto genre, with the focus on the composer’s unique approach to this form in relation to the chosen program. The article examines the compositional and dramaturgical features of the work, the specifics of the thematic material, and the methods used to work with it, as well as the unique performance techniques in the solo part. The research concludes that Petrov's Concerto synthesizes characteristics of both a monothematic cycle and sonata form. This idea is further reinforced by the cleverly constructed narrative layer embedded within the structure of the Concerto, in which there is an interaction between the “real” world of the storyteller and the “fairy-tale” world of the characters in his narrative.
Keywords: E. V. Petrov, “Bogatyrsky Concerto”, concerto for domra, domra and symphony orchestra
Ню Цзинцзин
«КОЛОКОЛА В ТУМАНЕ»: ФЕНОМЕН ЛИРИЧЕСКОЙ СОНОРИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Э. ДЕНИСОВА | 106–116
Аннотация: В статье исследуется феномен лирической сонорики в творчестве Эдисона Денисова, рассматриваемый на примере сочинения для большого оркестра «Колокола в тумане». Анализ пьесы позволил заключить, что различные по форме, тембровой окраске и интонационному составу звучности композитор наделяет исключительно лирической выразительностью и образно-смысловой функцией. В «Колоколах в тумане» Денисов подвергает тщательной разработке колорит, объём, плотность, протяжённость, динамику, звуковысотный и ритмический рисунок соноров, что и позволяет ему достичь большой проникновенности, утончённости, чувственности музыки, выразить состояние зачарованности, созерцания красоты и света, погружённости в таинственные глубины человеческой души и бытия.
Ключевые слова: сонорика, лирика, Э. Денисов, «Колокола в тумане», фактурные формы, техника письма, полосы, потоки, россыпи, пятна
Niu Jingjing
“BELLS IN THE FOG”: THE PHENOMENON OF LYRICAL SONORICS IN THE WORK OF E. DENISOV
Abstract: The article examines the phenomenon of lyrical sonorics in the works of Edison Denisov, focusing on his composition for large orchestra “Bells in the Fog”. The analysis of the piece reveals that Denisov endows sonorities of various forms, timbre colors and intonational structure with exclusively lyrical expressiveness and figurative-semantic function. In “Bells in the Fog” Denisov meticulously develops the color, volume, density, length, dynamics, pitch, and rhythmic pattern of sonorities, which allows him to achieve great emotional depth, sophistication, and sensuality of music, evoking states of enchantment, contemplation of beauty and light, and immersion into the mysterious depths of the human soul and existence.
Keywords: sonorics, lyricism, E. Denisov, “Bells in the fog”, textured forms, compositional technique, stripes, streams, clusters, spots
А. А. Чекалин
СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ Б. ТИЩЕНКО В ПРЕЛОМЛЕНИИ ТРАДИЦИЙ Д. ШОСТАКОВИЧА | 117–132
Аннотация: В статье рассматриваются струнные квартеты Бориса Тищенко (1939–2010) в контексте взаимосвязей с квартетным творчеством Дмитрия Шостаковича. В ходе исследования выявляется ряд общих признаков, таких как сходство жанровых истоков тематизма, выбор полифонических методов развития музыкального материала и общие тенденции в формообразовании, проявляющиеся как на уровне синтаксиса, так и на уровне структуры циклов в целом. Кроме того, в статье освещены явные отличительные черты квартетов Тищенко, что позволяет рассматривать их как самостоятельный жанрово-стилевой феномен.
Ключевые слова: Борис Тищенко, камерно-ансамблевое творчество, струнные квартеты, Дмитрий Шостакович, традиции
Andrey A. Chekalin
STRING QUARTETS BY B. TISHCHENKO THROUGH THE PRISM OF D. SHOSTAKOVICH’ TRADITIONS
Abstract: The article examines Boris Tishchenko’s (1939–2010) string quartets in the context of their connections with Dmitri Shostakovich’s quartet works. The study reveals a number of common features, such as similarities in the genre-based origins of thematic material, the use of polyphonic techniques of developing musical ideas, and common trends in form-building, manifested both at the level of syntax and in the overarching structures of the cycles. In addition, the article highlights the distinct features of Tishchenko's quartets, positioning them as an autonomous genre-stylistic phenomenon.
Keywords: Boris Tishchenko, chamber ensemble music, string quartets, Dmitri Shostakovich, traditions
П. В. Марченко
КОЛЛЕКЦИЯ МОНОЛИНГВАЛЬНЫХ АЭРОФОНОВ ИЗ ФОНДА «ЦЕНТРА МУЗЫКАЛЬНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ В. И. ПОВЕТКИНА» | 133–144
Аннотация: В статье публикуются результаты исследования традиционных аэрофонов кларнетового типа, датированных XX веком, из «Центра музыкальных древностей В. И. Поветкина». Инструменты были переданы в коллекцию Центра информантами из северо-восточных (Хвойнинского и Мошенского) районов современной территории Новгородской области и Великого Новгорода. Представлен сравнительный анализ морфологических характеристик аэрофонов с учётом их акустической апробации.
Ключевые слова: этноинструментоведение, монолингвальные аэрофоны, «Центр музыкальных древностей Поветкина»
Polina V. Marchenko
COLLECTION OF MONOLINGUAL AEROPHONES FROM THE FOUNDATION “V. I. POVETKIN CENTER OF MUSICAL ANTIQUITIES”
Abstract: The article presents the results of a study of traditional clarinet-type aerophones, dated to the 20th century from “V. I. Povetkin Center for Musical Antiquities”. The instruments were donated to the Center's collection by informants from the northeastern (Khvoyninsky and Moshensky) districts of the modern territory of the Novgorod Region and Veliky Novgorod. A comparative analysis of the aerophones’ morphological characteristics is presented, taking into account their acoustic testing.
Keywords: ethnoinstrumentology, monolingual aerophones, “V.I. Povetkin Center of Musical Antiquities”