Музыкальный журнал Европейского Севера № 4(40), 2024 г.

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

И. В. Копосова, М. Н. Сырбу

«THE SCRATCH ORCHESTRA» КАК ШКОЛА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ КОРНЕЛИУСА КАРДЬЮ | 1–22

  

Н. П. Хилько

КОМПОЗИЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА ФРАНЦУЗСКОЙ «ЦИКЛИЧЕСКОЙ СОНАТЫ» | 23–48

 

Е. Г. Окунева, О. В. Шмакова

ХОРОВАЯ МУЗЫКА МАРТИНА РОМБЕРГА: ЧЕРТЫ СТИЛЯ | 49–79

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕПРЕТАЦИИ 

 А. В. Саржант

«ТРИО-СИМФОНИЯ» М. КОЛЛОНТАЯ: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ТЕМАТИЗМА | 80–90

 

Т. С. Екименко

«“AULETICA”, ИЛИ ИСКУССТВО ИГРЫ НА ГОБОЕ» ЭДУАРДА ПАТЛАЕНКО: О ТРАКТОВКЕ ПОЛИФОНИИ | 91–108

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 

 И. Д.  Миняков

В ДИАЛОГЕ С ВАДИМОМ БИБЕРГАНОМ | 109–128 

 

М. М. Подгузова

ЕКАТЕРИНА ВАЛЬТЕР-КЮНЕ: НА ПЕРЕПУТЬЕ ВРЕМЁН. СУДЬБЫ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА РУБЕЖОМ | 129–144 

 

ИЗ ПРОШЛОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ 

Н. М. Хузина

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДИРИЖЕРЫ XX СТОЛЕТИЯ О ПЕДАГОГИКЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ: ПО СТРАНИЦАМ ВОСПОМИНАНИЙ | 145–158 

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

И. В. Копосова, М. Н. Сырбу

«The Scratch Orchestra» как школа экспериментальной композиции Корнелиуса Кардью | 1–22

Аннотация: Публикация посвящена репертуару «The Scratch Orchestra», британского импровизационного коллектива смешанного состава, созданного Корнелиусом Кардью. В центре внимания авторов находятся пять категорий (импровизационный обряд, скретч музыка, популярная классика, композиция и исследовательский проект), составлявших репертуар ансамбля. Определяются специфика и функционирование каждой категории, выявляется иерархия, возникающая между ними. На этой основе делается вывод: освоение образцов, принадлежащих каждой категории, для участников коллектива было равнозначно этапам постижения законов экспериментального искусства. В рамках «The Scratch Orchestra» Кардью создал своеобразную практико-ориентированную школу экспериментальной композиции, которая способствовала возникновению обширного корпуса экспериментальных сочинений, принадлежавших членам ансамбля, и сформировала целое поколение британских композиторов-эксперименталистов.

 

Ключевые слова: экспериментальное искусство, Корнелиус Кардью, «The Scratch Orchestra», коллективная импровизация, школа экспериментальной композиции 

Irina V. Koposova, Marina N. Syrbu

“THE SСRATCH ORCHESTRA” AS A SCHOOL OF EXPERIMENTAL COMPOSITION OF CORNELIUS CARDEW 

Abstract: The publication is devoted to the repertoire of The Scratch Orchestra, a British mixed improvisational group created by Cornelius Cardew. The authors focus on five categories (improvisational ritual, scratch music, popular classics, composition, and research project) that made up the ensemble's repertoire. The specifics and functioning of each category are determined, and the hierarchy that arises between them is revealed. On this basis, the conclusion is drawn: the development of samples belonging to each category for the team members was equivalent to the stages of comprehension of the laws of experimental art. Within the framework of The Scratch Orchestra, Cardew established a unique practice-oriented school of experimental composition, which led to the creation of a significant body of experimental works by the members of the ensemble, and formed an entire generation of British experimental composers.

Keywords: experimental art, Cornelius Cardew, The Scratch Orchestra, improvisation, text scores  

 

Н. П. Хилько

Композиционная специфика французской «циклической сонаты» | 23–48

Аннотация: Статья посвящена композиционным особенностям французской «циклической сонаты», которая как тип сформировалась в ХХ веке. Внимание автора сконцентрировано на трёхчастном цикле без сонатной формы, который чаще всего встречается в камерных опусах К. Дебюсси, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер и других французских композиторов. В организации этого циклического типа сочетаются принципы сонатной и сюитной организации. Сюитность проявляется в преобладании жанрового тематизма, многотемности быстрых частей, в развитых тональных планах; в организации формы на первый план выходят рондальность и вариантность. Сонатное единство достигается одновременным действием синтагматических и парадигматических связей, действующих на разных уровнях цикла. Синтагматика организует многоэлементные тематические и тональные последовательности внутри частей. Парадигматика направлена на установление жанровых, интонационных, звуковысотных, структурных подобий, возникающих как внутри частей, так и между ними.

Ключевые слова: В. д’Энди, «Курс музыкальной композиции», «циклическая соната», К. Дебюсси, М. Равель, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер

 

Natalia P. Hilko

COMPOSITIONAL SPECIFICS OF THE FRENCH “LA SONATE CYCLIQUE”

Abstract: The article is devoted to the compositional features of the French “la sonate cyclique”, which was formed as a type in the twentieth century. The author's attention is focused on the three-part cycle without sonata form, which is most often found in chamber opuses of C. Debussy, F. Poulenc, G. Tailleferre and other French composers. In the organization of this cyclic type principles of sonata and suite organization are combined. Suite characteristics manifest in the predominance of genre thematism, multi-thematic fast parts, and in developed tonal plans; in the organization of form, rondality and variation come to the forefront. Sonata unity is achieved by the simultaneous action of syntagmatic and paradigmatic connections operating at different levels of the cycle. Syntagmatics organizes multi-element thematic and tonal sequences within parts. Paradigmatics aims to establish genre, intonation, pitch, and structural similarities that arise both within and between parts.

Keywords: V. d’Indy, «Cours de composition musicale», “la sonate cyclique”, C. Debussy, M. Ravel, F. Poulenc, G. Tailleferre

 

Е. Г. Окунева, О. В. Шмакова

Хоровая музыка Мартина Ромберга: черты стиля | 49–79

Аннотация: Современная хоровая музыка Скандинавии отличается самобытностью и оригинальностью. Она всё чаще приковывает внимание исполнительских коллективов как за рубежом, так и в России. В статье рассматривается хоровое творчество современного норвежского композитора Мартина Ромберга, работающего в русле неоромантической поэтики и стилистики. Подробное аналитическое освещение получают три его хоровых цикла: Aradia (2012), Rúnatal (2012), Requiem of Runes (2022). Тематика сочинений отражает интерес норвежского мастера к мистике и мифологии, а также к архетипическим мотивам и сюжетам. Взаимоотношения слова и музыки в хоровых композициях достаточно традиционны. Особенности ладово-интонационной сферы и структурной организации сочинений определяются как общим художественным замыслом, так и фонетическими свойствами языка поэтических первоисточников, спецификой их стиховой организации (например, звуковыми особенностями аллитерационного стихосложения). При опоре на романтическую тональную идиому в музыкальном языке Ромберга обнаруживаются элементы средневековой модальности, джаза, русской песенности, которые сплетаются в органичном единстве. В сочинениях 2010-х годов используются элементы техники фонемной композиции и Klangfarbenmelodie, разнообразные речевые приёмы. В произведении более позднего времени (Requiem of Runes) хоровое письмо упрощается, но интерес к тембровым экспериментам сохраняется, что проявляется в непривычно низкой тесситуре звучания всех голосов, обусловленной идеями «глубины» и регистрового «восхождения».

Ключевые слова: Мартин Ромберг, норвежская музыка, хоровая музыка XXI века, Aradia, Rúnatal, Requiem of Runes

 

Ekaterina G. Okuneva, Olga V. Shmakova

MARTIN ROMBERG’S CHORAL MUSIC: STYLISTIC FEATURES

Abstract: Contemporary Scandinavian choral music increasingly attracts the attention of performing groups both abroad and in Russia due to its deep originality and distinctiveness. The article examines the choral work of the contemporary Norwegian composer Martin Romberg, who works within the framework of Neo-Romantic poetics and style. A detailed analysis is given to the three of his choral cycles: Aradia (2012), Rúnatal (2012), and Requiem of Runes (2022). The themes of the works reflect the Norwegian composer’s interest in mysticism and mythology, as well as in archetypal motifs and plots. The relationship between words and music in his choral compositions is quite traditional. Features of the modal-intonation sphere and structural organisation of the works are determined both by the general artistic concept and the phonetic properties of the language of the poetic sources, as well as the specifics of their verse organisation (e.g., sound characteristics of alliterative versification). Along with a general reliance on a Romantic tonal idiom, Romberg’s musical language reveals elements of medieval modal archaism, jazz, and Russian song traditions intertwined in an organic unity. Works of the 2010s use elements of phonemic composition technique and Klangfarbenmelodie [“sound-colour melody”], along with various phonic approaches. In a later work (Requiem of Runes), the choral writing is simplified, but interest in timbral experiments remains, manifested in an unusually low tessitura for all voices, driven by ideas of “depth” and register “ascent”.

Keywords: Martin Romberg, Norwegian music, choral music of the 21th century, Aradia, Rúnatal, Requiem of Runes

 

А. В. Саржант

«Трио-симфония» М. Коллонтая: особенности композиции и тематизма | 80–90

Аннотация: Цель предпринятого автором исследования заключается в выявлении композиционных и тематических особенностей Трио-симфонии для органа ор. 20 М. Коллонтая. Основой тематизма является русская народная песня «Как при вечере, вечере». Фольклорная цитата выполняет семантическую нагрузку, помогает обозначить в содержании произведения проблему жизни и смерти, определяющую его концепцию. Трёхчастная композиция включает фугу на три темы в качестве среднего раздела формы, в котором контрапунктическое соединение тем образует мощную кульминацию. Целенаправленность развития и преобразование тематизма в репризе указывают на проявление симфонизма. В Трио-симфонии обнаруживается синтез барочных органных традиций, современного музыкального языка и русского фольклора.

Ключевые слова: М. Коллонтай, тематизм, фольклор, орган, барочные традиции, фуга, симфонизм 

 

Alexander V. Sarzhant

TRIO-SYMPHONY BY M. KOLLONTAY: FEATURES OF COMPOSITION AND THEMES

Abstract: The purpose of the author’s research is to identify the compositional and thematic features of the Trio Symphony op. 20 for organ by M. Kollontai. The basis of the theme is the Russian folk song “As the Evening Falls”. The folk quotation carries semantic significance, helping to highlight the theme of life and death, which defines the concept of the piece. The three-part composition includes a fugue on three themes as the central section of the form, in which the contrapuntal combination of themes creates a powerful climax. The purposeful development and transformation of thematism in the reprise indicate the manifestation of symphonism. The Trio Symphony reveals a synthesis of Baroque organ traditions, contemporary musical language, and Russian folklore.

Keywords: M. Kollontai, thematism, folklore, organ, baroque traditions, fugue, symphonism

 

Т. С. Екименко

«“Auletica”, или Искусство игры на гобое» Эдуарда Патлаенко: о трактовке полифонии | 91–108

 Аннотация: В центре внимания автора статьи находится полифонический цикл Эдуарда Патлаенко «“Auletica”, или Искусство игры на гобое (семь прелюдий и фуг для гобоя соло)». В работе исследуется строение цикла, анализируются особенности полифонии в фугах in E, in C, in D. Обнаружены и описаны средства, позволяющие исполнять полифоническое многоголосие на гобое. В одноголосном изложении тема расщепляется на несколько мелодических линий, каждая из которых относительно самостоятельна и обладает собственным голосоведением. Воспользовавшись возможностями скрытой полифонии, Патлаенко моделирует в одноголосии 2-, 3- и 4-голосную полифоническую ткань. Автор приходит к выводу, что главным открытием композитора в данном цикле необходимо считать созданную иллюзию полифонического склада, в котором голоса сплетаются в одну линию, благодаря чему становится возможным его исполнение на гобое.

Ключевые слова: Эдуард Патлаенко, полифонический цикл, «“Auletica”, или Искусство игры на гобое (семь прелюдий и фуг для гобоя соло)», прелюдии и фуги, тема, ответ, стретта, противосложение 

 

Tatiana S. Ekimenko

“AULETICA”, OR THE ART OF PLAYING THE OBOE BY EDUARD PATLAYENKO: ON THE INTERPRETATION OF POLYPHONY

Abstract: The author of the article focuses on Eduard Patlayenko's polyphonic cycle Auletica, or the Art of Oboe Playing (seven preludes and fugues for oboe solo). The work examines the structure of the cycle and analyzes the features of polyphony in fugue in E, C, and D. Means for performing polyphony on the oboe are identified and described. In a monophonic presentation, the theme splits into several melodic lines, each of which is relatively independent and has its own vocal structure. Utilizing the possibilities of hidden polyphony, Patlayenko models 2-, 3- and 4-voice polyphonic texture in monophony. The author comes to the conclusion that the main discovery of the composer in this cycle is the creation of an illusion of a polyphonic texture, where voices are woven into one line, enabling performance on the oboe.

Keywords: Eduard Patlayenko, polyphonic cycle, “Auletica”, or the Art of Oboe Playing (seven preludes and fugues for oboe solo), preludes and fugues, theme, response, stretta, counter-subject

  

И. Д.  Миняков

В диалоге с Вадимом Биберганом | 109–128  

Аннотация: В интервью Вадима Давидовича Бибергана раскрывается его личное отношение к вопросам исполнительства на русских народных инструментах, особенностям композиторской работы с народным оркестром, историзму как основе функционирования этой музыкальной сферы. Мастер говорит о проблемах и перспективах оркестрового и ансамблевого музицирования. Особое место в интервью занимают высказывания Бибергана о баяне и духовых народных инструментах. Композитор обращает внимание на некоторые биографические аспекты, имеющие значение для интерпретации его творческого наследия и до сих пор не упоминавшиеся в публикациях.

Ключевые слова: Вадим Биберган, интервью, историзм, оркестр русских народных инструментов, баян, духовые народные инструменты 

 

Ivan D. Minyakov

DIALOGUES WITH VADIM BIBERGAN    

Abstract: The interview with Vadim Bibergan explores his personal views on performance issues with Russian folk instruments, the specifics of composing for a folk orchestra, and historicism as the foundation of his musical sphere. The composer discusses challenges and prospects of orchestral and ensemble music-making. Particular emphasis in the interview is placed on Bibergan’s reflections on the button accordion and folk wind instruments. The composer also highlights certain biographical aspects that are important for interpreting his creative legacy and have not yet been mentioned in publications.

Keywords: Vadim Bibergan, interview, historicism, Russian folk instruments orchestra, button accordion, wind folk instruments 

 

М. М. Подгузова

Екатерина Вальтер-Кюне: на перепутье времён. Судьбы деятелей российской культуры за рубежом | 129–144  

Аннотация: Публикация посвящена личности Екатерины Вальтер-Кюне (1870–1931) и впервые освещает творческую деятельность выдающейся отечественной арфистки в период эмиграции. Являясь блистательной исполнительницей на арфе, солисткой оркестров Итальянской оперы и Мариинского театра, профессором Санкт-Петербургской консерватории, за рубежом она продолжила свою артистическую деятельность в качестве пианистки, вернувшись к инструменту, с которым начинала свою профессиональную карьеру. Вводимые в научный обиход архивные материалы открывают ранее неизвестные факты, касающиеся последнего, зарубежного, периода творчества выдающейся исполнительницы, а также позволяют сформировать иной взгляд на артистическую судьбу Е. А. Вальтер-Кюне в сложившихся исторических обстоятельствах.

Ключевые слова: Е. А. Вальтер-Кюне, арфа, арфистка, арфовое искусство, Санкт-Петербургская консерватория

 

Marina M. Podguzova

EKATERINA WALTER-KÜHNE: AT THE CROSSROADS OF TIMES. THE FATE OF RUSSIAN CULTURAL FIGURES ABROAD

 Abstract: The publication is dedicated to the personality of Catherine Walter-Kühne (1870–1931) and for the first time sheds light on the creative activities of this outstanding Russian harpist during her emigration. Being a brilliant harpist, soloist with the orchestras of the Italian Opera and the Mariinsky Theater, and a professor at St. Petersburg Conservatory, abroad she continued her artistic career as a pianist, returning again to the instrument with which she began her professional journey. Archival materials newly introduced into scientific discourse reveal previously unknown facts about the final period of the outstanding performer’s work, which took place outside of Russia, and also make it possible to form a different view of the artistic fate of E. A. Walter-Kühne in the historical circumstances of her time.

Keywords: E. A. Walter-Kühne, harp, harpist, harp art, St. Petersburg Conservatory   

 

Н. М. Хузина

Отечественные дирижеры XX столетия о педагогике дирижирования: по страницам воспоминаний | 145–158 

Аннотация: Статья приурочена к 100-летию открытия первых дирижёрских классов в России и посвящена воспоминаниям выдающихся отечественных дирижёров как источнику методической мысли. Автор, размышляя о методико-педагогических аспектах процесса обучения и подготовки молодых дирижёров на современном этапе, отмечает исключительную ценность для педагогики дирижирования мемуарной литературы, достойной серьёзного изучения. Особое внимание в статье сосредоточено на основных проблемах развития профессионального мышления будущих дирижёров.

Ключевые слова: дирижёрское поприще, педагогика дирижирования, профессиональное мышление, композиторский замысел, прочтение партитуры

 

Natalia M. Khuzina

RUSSIAN CONDUCTORS OF THE XX CENTURY ON THE PEDAGOGY OF CONDUCTING: THROUGH THE PAGES OF MEMOIRS

 Abstract: The article is devoted to the centenary of the opening of the first conducting classes in Russia and focuses on the memoirs of outstanding Russian conductors as a source of methodological thought. Reflecting on methodological and pedagogical aspects of the process of teaching and training young conductors in the modern era, the author emphasizes the exceptional value of memoir literature for conducting pedagogy worthy of thorough study. Special attention in the article is focused on the key issues of the development of professional thinking of future conductors.

Keywords: conducting career, conducting pedagogy, professional thinking, composer's idea, score interpretation 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru