Музыкальный журнал Европейского Севера № 3(39), 2024 г.

 

Содержание

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

И. В. Копосова, Т. М. Талицкая

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА БОЧКАРЕВА: ЭСКИЗ ПОРТРЕТА | 1–18 

 

Е. Г. Окунева

ГРАНИ АНАЛИТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: О. А. БОЧКАРЁВА И ЕЁ ТРУДЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ГАРМОНИИ | 19–38

  

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕПРЕТАЦИИ

Н. П. Хилько 

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ Э. ПАТЛАЕНКО «ТРИ РАКУРСА» НА СТИХИ В. ХОДАСЕВИЧА В КОНТЕКСТЕ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА | 39–65

 

Т. С. Екименко, М. А. Савченко

 РУНИЧЕСКАЯ ОРАТОРИЯ «КАЛЕВАЛА» РОМАНА ЗЕЛИНСКОГО: О ТЕМАТИЗМЕ И ТРАКТОВКЕ ЦИКЛА | 66–87

 

Фан Лю, А. Б. Шулындина

 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ЛЕГЕНДЫ В МЮЗИКЛЕ САНЬ БАО «БАБОЧКИ»: ИДЕИ, СИМВОЛЫ, ГЕРОИ | 88–112

  

Д. И. Санникова

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ТРЕХ РОМАНСОВ НА СТИХИ ДРЕВНИХ КИТАЙСКИХ ПОЭТОВ» ЦЗЮ ЧЭНЬ ГУАНЯ | 113–124

  

ТРИБУНА МОЛОДЫХ

Н. А. Травина

ПЬЕСА «A-RONNE» ЛУЧАНО БЕРИО КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИМЕР ЕГО МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОНОЛОГИИ | 125–139 

 

 IN MEMORIAM

БОРИС ДМИТРИЕВИЧ НАПРЕЕВ (07.04.1938-02.07.2024) 

 

Б. Д. Напреев

 ОБ ИСКУССТВЕ, О ПРОФЕССИИ, О СЕБЕ: ИЗ БЕСЕД С КОМПОЗИТОРОМ БОРИСОМ НАПРЕЕВЫМ | 140–153

  

Б. Д. Напреев

 «ОСНОВЫ ОРКЕСТРОВКИ» Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА: К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ | 154–167

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

И. В. Копосова, Т. М. Талицкая

Ольга Александровна Бочкарёва: эскиз портрета | 1–18 

OLGA ALEXANDROVNA BOCHKAREVA: PORTRAIT SKETCH

 

Аннотация: Данная публикация посвящена Ольге Александровне Бочкарёвой (1937–2003), педагогу и учёному, чья деятельность была безраздельно связана с Петрозаводской консерваторией. Авторы ставят своей целью на основе фотографий, документов, воспоминаний близких, коллег и учеников воссоздать облик Ольги Александровны, охватив разнообразные проявления её многогранной личности.

 

Ключевые слова: Ольга Александровна Бочкарёва, Юзеф Гейманович Кон, курс гармонии, Петрозаводская консерватория

 

Abstract: This publication is dedicated to Olga Alexandrovna Bochkareva (1937–2003), a teacher and scholar whose activities were inextricably linked with Petrozavodsk Conservatory. The authors aim to recreate Olga Alexandrovna's image on the basis of photographs, documents, reminiscences of relatives, colleagues and students, encompassing various manifestations of her versatile personality.

 

Keywords: Olga Bochkareva, Józef Kon, Harmony course, Petrozavodsk Conservatory

 

Е. Г. Окунева

Грани аналитического мастерства: о. А. Бочкарёва и её труды по проблемам гармонии | 19–38

FACETS OF ANALYTICAL SKILLS: OLGA BOCHKAREVA AND HER WORKS ON HARMONY ISSUES

 

Аннотация: В статье рассматривается научная деятельность музыковеда и педагога Петрозаводской консерватории О. А. Бочкарёвой. Наряду с Ю. Г. Коном она стояла у истоков научной школы вуза. Специальное внимание уделяется работам О. А. Бочкарёвой, посвящённым проблемам гармонии и лада. Эти темы принадлежали к приоритетным интересам учёного. В статье выделяются характерные черты научного стиля О. А. Бочкарёвой, отмечается вклад исследователя в изучение музыкального модерна. Отдельно раскрывается специфика разработанного ею аналитического подхода к гармонии, который основывался на системно-структурном исследовании музыкального текста и индуктивной логике, а также имел герменевтическую направленность.

 

Ключевые слова: О. А. Бочкарёва, системно-структурный подход, междисциплинарный подход, индуктивный метод, Я. Сибелиус, А. Глазунов, стиль модерн

 

Abstract: The article examines the scholarly activity of Olga Bochkareva, a musicologist and teacher of Petrozavodsk State Conservatory. Alongside Yu. G. Kon, she stood at the forefront of establishing the institution’s academic school. Special attention is paid to Olga Bochkareva’s works on harmony and mode issues, which were among her primary interests. The article highlights the distinctive features of Bochkareva's academic style and acknowledges her contribution to the study of Art Nouveau musical style. Additionally, it explores the specifics of her analytical approach to harmony, based on a system-structural investigation of musical texts and inductive logic, with a hermeneutic orientation.

 

Keywords: Olga Bochkareva, system-structural approach, interdisciplinary approach, inductive method, Jan Sibelius, Alexander Glazunov, Art Nouveau style

 

Н. П. Хилько

Вокальный цикл Э. Патлаенко «Три ракурса» на стихи в. Ходасевича в контексте камерно-вокального творчества композитора | 39–65

EDUARD PATLAYENKO’S VOCAL CYCLE “THREE PERSPECTIVES” ON POEMS BY V. KHODASEVICH IN THE CONTEXT OF THE COMPOSER'S CHAMBER VOCAL WORKS

 

Аннотация: В центре внимания автора находится одно из рубежных произведений Э. Н. Патлаенко, открывающее ряд вокальных опусов лирико-философского плана – вокальный цикл «Три ракурса» на стихи В. Ходасевича. Сочинение исследуется в контексте стилевых, содержательных, композиционных особенностей поэтического первоисточника, а также камерно-вокального творчества композитора в целом. В результате анализа автор предлагает свою интерпретацию содержания цикла, которая создаётся с учётом принципов работы композитора с поэтическим текстом, жанровых, интонационных, тембровых и тональных закономерностей.

 

Ключевые слова: Эдуард Патлаенко, Владислав Ходасевич, «Рыбак», «Гостю», «Друзья! Друзья!», вокальный цикл «Три ракурса», камерно-вокальное творчество

 

Abstract: The author focuses on one of E. N. Patlayenko’s significant works which opens a series of vocal opuses of a lyrical and philosophical nature – the vocal cycle “Three Perspectives” based on poems by V. Khodasevich. The compositions is examined in the context of stylistic, substantive, and compositional features of the poetic source, as well as the chamber vocal works as a whole. As a result of the analysis, the author offers their interpretation of the cycle’s content, created with consideration of the composer’s principles for working with poetic text, as well as genre, intonational, timbral and tonal patterns.

 

Keywords: Eduard Patlayenko, Vladislav Khodasevich, “Fisherman”, “Guest”, “Friends! Friends!”, vocal cycle “ Three Perspectives ”, chamber vocal work

 

Т. С. Екименко, М. А. Савченко

Руническая оратория «Калевала» Романа Зелинского: о тематизме и трактовке цикла | 66–87

RUNIC ORATORIO “KALEVALA” BY ROMAN ZELINSKY: FEATURES OF THEMATISM AND INTERPRETATION OF THE CYCLE

 

Аннотация: В центре внимания авторов находится руническая оратория «Калевала» Романа Зелинского, рассматриваемая в аспекте особенностей темо- и формообразования. В статье впервые проанализированы разностилевые истоки тематизма, приёмы развития, специфика композиционных процессов. Прослежена история создания сочинения, отмечены особенности трёх его редакций. Авторы приходят к выводу, что в рунической оратории Зелинского калевальские герои получили новое прочтение. Композитор в своём сочинении актуализировал христианские мотивы, присутствующие в поэме Лённрота, увидел аналогии калевальских персонажей с библейскими героями. Для воплощения этой оригинальной концепции он органично соединил в своей рунической оратории элементы западноевропейской и традиционной карело-финской музыкальной культуры.

 

Ключевые слова: Роман Зелинский, Элиас Лённрот, «Калевала», руническая оратория, рассредоточенная хоровая фуга, фугато, карельская руна, музыкальные символы эпохи барокко

 

Abstract: The authors focus on the runic oratorio “Kalevala” by Roman Zelinsky, examining it in the terms of thematic and form-building features. The article analyzes for the first time the diverse stylistic origins of the thematism, development techniques, and the specifics of compositional processes. The history of the work’s creation is traced, and the peculiarities of its three editions are noted. The authors conclude that in Zelinsky's runic oratorio, the Kalevala heroes received a new interpretation. In his composition, the composer actualized the Christian motifs that present in Lönnrot's poem, seeing analogies between Kalevala characters and biblical heroes. To embody this original concept, he organically combined elements of Western European and traditional Karelian-Finnish musical culture in his runic oratorio.

 

Keywords: Roman Zelinsky, Elias Lönnrot, "Kalevala", runic oratorio, dispersed choral fugue, fugato, Karelian rune, musical symbols of the Baroque era

 

Фан Лю, А. Б. Шулындина

Особенности современной интерпретации древней китайской легенды в мюзикле Сань Бао «Бабочки»: идеи, символы, герои | 88–112

PECULIARITIES OF THE MODERN INTERPRETATION OF AN ANCIENT CHINESE LEGEND IN THE MUSICAL “BUTTERFLIES” BY SANH BAO: IDEAS, SYMBOLS, HEROES

 

Аннотация: Мюзикл Сань Бао «Бабочки», завоевавший большую популярность как в Китае, так и за рубежом, является значимым явлением современной китайской театральной культуры. Сюжет мюзикла основан на древней китайской легенде о любви Ляна Шанбо и Чжу Интай, которые решили покинуть этот мир, чтобы соединиться в вечности. Огромная популярность спектакля обусловлена космологичностью темы, многозначностью идей, их актуальностью для современного общества и гуманистическим пафосом. Драматургия мюзикла основана на противопоставлении двух вариантов выбора, поставленных перед главными героями: обрести истинное (человеческое) бытие через любовь (главные герои) или сохранить незавершённое, призрачное существование (люди-бабочки).

Мюзикл Сань Бао практически неизвестен в России. В этой статье проанализированы основные идеи, драматургия и музыкальный язык произведения в контексте современной китайской культуры.

 

Ключевые слова: китайский театр, Сань Бао, мюзикл, «Бабочки», Лян Шаньбо и Чжу Интай, древняя легенда

 

Abstract: Sanh Bao's musical “Butterflies”, which has gained great popularity both in China and abroad, is a significant phenomenon in modern Chinese theatrical culture. The plot of the musical is based on an ancient Chinese legend about the love of Liang Shanbo and Zhu Yingtai, who decided to leave this world to unite in eternity. The immense popularity of the play is due to the cosmological nature of the theme, the multifaceted ideas, their relevance to modern society, and its humanistic pathos. The dramaturgy of the musical is based on the juxtaposition of two choices presented to the main characters: to attain true (human) existence through love (the main characters) or to maintain an incomplete, ghostly existence (butterfly-people).

Sanh Bao's musical is virtually unknown in Russia. This article is an attempt to analyze the main ideas, dramaturgy, and musical language of the work in the context of modern Chinese culture.

 

Key words: Chinese theatre, Sanh Bao, musical, “Butterflies”, Liang Shanbo and Zhu Yingtai, ancient legend

 

Д. И. Санникова

Музыкальные особенности «Трех романсов на стихи древних китайских поэтов» Цзю Чэнь Гуаня | 113–124

MUSICAL FEATURES OF «THREE ROMANCES ON POEMS OF ANCIENT CHINESE POETS» BY ZUO ZHEN GUAN

 

Аннотация: Цель статьи – определить музыкальные особенности вокального цикла «Три романса на стихи древних китайских поэтов» Цзо Чжэнь Гуаня. При создании романсов композитор отталкивался от стиховой формы древнекитайской поэзии, выстраивал драматургию цикла в соответствии с поэтическими образами любовной «лирики разлуки», темы одиночества и угасания. Цзо Чжэнь Гуань строит музыкальную ткань на основе горизонтального развертывания пентатонных звукорядов, в чём усматривается опора на традиции музыкальной культуры Китая. Индивидуальным стилистическим штрихом является соединение двух ладовых структур: путём наложения пентатоники по белым клавишам и пентатоники по чёрным клавишам композитор достигает ярких ладофонических эффектов. Установлено, что вокальный цикл Цзо Чжэнь Гуаня является примером тонкого воплощения в музыке самобытной китайской культуры.

 

Ключевые слова: Цзо Чжэнь Гуань, «Три романса на стихи древних китайских поэтов», китайская поэзия, пентатоника, фактура

 

AbstractThe aim of the article is to determine the musical features of the vocal cycle «Three Romances on poems of ancient Chinese poets» by Zuo Zhen-Guan. When creating romances, the composer started from the poetic form of ancient Chinese poetry, built the dramaturgy of the cycle in accordance with the poetic images of love «lyrics of separation», themes of loneliness and fading. Zuo Zhen-Guan builds a musical fabric based on the horizontal unfolding of pentatonic scales, which shows a reliance on the traditions of Chinese musical culture. An individual stylistic touch is the combination of two modal structures: by superimposing pentatonic scales on white and black keys, the composer achieves striking modal-phonic effects. It is established that the vocal cycle of Zuo Zhen-Guan is an example of a subtle embodiment of distinctive Chinese culture in music.

 

Keywords: Zuo Zhen-Guan, «Three Romances on poems of ancient Chinese poets», Chinese poetry, pentatonic scales, texture

 

Н. А. Травина

Пьеса «A-RONNE» Лучано Берио как характерный пример его музыкальной фонологии | 125–139

THE COMPOSITION A-RONNE BY LUCIANO BERIO AS A TYPICAL EXAMPLE OF HIS MUSICAL PHONOLOGY

 

АннотацияСтатья посвящена особенностям художественной системы итальянского композитора Лучано Берио (1925–2003) под названием «музыкальная фонология», представленной на примере пьесы A-Ronne (1975). В 1950-х годах Берио и его коллеги по Студии музыкальной фонологии (Studio di Fonologia Musicale) были увлечены такой сферой лингвистической науки, как фонология, опираясь на фундаментальный труд Н. С. Трубецкого «Основы фонологии». Основные аспекты данной книги Берио творчески интегрировал в сочинения для голоса и выработал новый подход к единству слова и звука.

 

Ключевые слова: Лучано Берио, A-Ronne, фонология, перформанс, вокальная музыка, слово

 

AbstractThe article is devoted to the features of the artistic system of the Italian composer Luciano Berio (1925–2003) known as musical phonology, demonstrated through the example of the composition A-Ronne (1975). In the 1950s, Berio and his colleagues at the Studio di Fonologia Musicale were interested in such a field of linguistic science as phonology, drawing on the fundamental work of N. S. Trubetzkoy «Principles of Phonology». Berio creatively integrated the main aspects of this book into compositions for voice and gradually developed a new approach to the unity of word and sound.

 

Keywords: Luciano Berio, A-Ronne, phonology, performance, vocal music, word

  

Б. Д. Напреев

Об искусстве, о профессии, о себе: из бесед с композитором Борисом Напреевым | 140–153

ON ART, ON THE PROFESSION, ON HIMSELF: FROM CONVERSATIONS WITH COMPOSER BORIS NAPREEV

 

АннотацияВ июле 2024 года ушёл из жизни Борис Дмитриевич Напреев, композитор, музыковед, один из старейших преподавателей Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, работавший в нашем вузе с 1977 года. Данная публикация составлена по материалам бесед с Борисом Дмитриевичем, которые в период с октября по декабрь 2023 года вёл Юрий Петров, его студент по классу композиции. В ходе бесед затрагивался широкий круг вопросов, связанных с вехами биографии Напреева, его учителями, взглядами на творчество и педагогику. Ответы на них не только помогают фиксировать грани композиторской личности, но и запечатлевают голос композитора, его индивидуальную интонацию.

 

Ключевые слова: Борис Дмитриевич Напреев, Юзеф Гейманович Кон, Валентина Григорьевна Патрашова, Георгий Николаевич Иванов, Елена Романовна Брезнюк, композиторское творчество, музыкальная педагогика

 

AbstractIn July 2024, Boris Dmitrievich Napreev, a composer and musicologist, one of the longest-serving teachers of Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire, who had worked at our institution since 1977, passed away. This publication is based on the materials of conversations with Boris Dmitrievich, conducted by Yuri Petrov, his student in composition class, from October to December 2023. The discussions covered a wide range of topics related to the milestones in Napreev's biography, his teachers, and his views on creativity and pedagogy. The answers not only help capture the facets of his personality, but also preserve the composer's voice and his individual intonation.

 

Keywords: Boris Dmitrievich Napreev, Yuzef Geymanovich Kon, Valentina Grigorievna Patrasheva, Georgy Nikolaevich Ivanov, Elena Romanovna Breznyuk, compositional creativity, musical pedagogy

  

Б. Д. Напреев

«Основы оркестровки» Н. А. Римского-Корсакова: к истории создания и публикации | 154–167

“FUNDAMENTALS OF ORCHESTRATION” BY N. A. RIMSKY-KORSAKOV: ON THE HISTORY OF ITS CREATION AND PUBLICATION

 

АннотацияСтатья посвящена «Основам оркестровки», уникальному музыковедческому труду Н. А. Римского-Корсакова. Автор исследует историю его создания в контексте времени и оркестрового мышления композитора. Особое внимание уделено принципам отбора композитором иллюстративного материала. Освещена деятельность М. О. Штейнберга, который, собрав воедино многочисленные наброски Римского-Корсакова, сформировал и подготовил к публикации вариант учебника, близкий авторскому замыслу.

 

Ключевые слова: Н. А. Римский-Корсаков, М. О. Штейнберг, «Основы оркестровки», симфонический оркестр, А. К. Глазунов, «сверхоркестр»

 

AbstractThe article is devoted to the “Fundamentals of Orchestration”, a unique musicological work by N. A. Rimsky-Korsakov. The author investigates the history of its creation in the context of time and the composer's orchestral thinking. Special attention is paid to the principles used by the composer in selecting illustrative material. The article highlights the work of M. O. Steinberg, who compiled numerous sketches by Rimsky-Korsakov and prepared a textbook version for publication that closely aligns with the author's intent.

 

Keywords: N. A. Rimsky-Korsakov, M. O. Steinberg, “Fundamentals of Orchestration”, symphony orchestra, A. K. Glazunov, “superorchestra”

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru