Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(37), 2024 г.

 

Содержание

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Т. В. Красковская

М. И. ГЛИНКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА: МИКРОИСТОРИЯ В ДЕЙСТВИИ  | 1-21

 

Ю. А. Финкельштейн  

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН: ПОРТРЕТ ДИРИЖЁРА | 22-32

  

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Е. Г. Окунева, И. О. Коновалов 

«АНАТОМИЧЕСКОЕ САФАРИ» ПЕРА НЁРГОРА: ЭКСПЕРИМЕНТЫ С АККОРДЕОНОМ | 33-49

 

В. И. Нилова, Э. Г. Босенко 

КАМЕРНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОРИСА РАВЕЛЯ: ТЕАТР И РАННИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ  | 50-61

 

И. В. Соловьёв 

К ВОПРОСУ О СИНКРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТАХ ЗВУКОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ СААМОВ  | 62-77

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 

В. М. Петров

СОНАТА И. БРАМСА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО ОР. 1: К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ВОПЛОЩЕНИЙ | 78-97

 

М. В. Козак

КИНОМУЗЫКА АВЕНИРА ДЕ МОНФРЕДА | 98-114

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Т. В. Красковская 

М. И. Глинка и национальная комическая опера: микроистория в действии | 1-21

M. I. GLINKA AND THE NATIONAL COMIC OPERA: MICROHISTORY IN ACTION

 

Аннотация: В статье исследуются факты биографии М. И. Глинки, связанные с малороссийским оперным певцом и композитором С. С. Гулаком-Артемовским, в творческом становлении которого Глинка сыграл важную роль. Опера Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» рассматривается как модель комической национальной оперы в аспекте оперных исканий Глинки. Методология микроистории позволяет осознать музыкально-исторический процесс формирования отечественной оперной школы, в котором Глинка сыграл основополагающую роль.

 

Ключевые слова: М. И. Глинка, С. С. Гулак-Артемовский, национальная опера, комическая опера, микроистория

 

Abstract: The article examines the facts of M. I. Glinka’s biography related to the malorossijskij opera singer and composer S. S. Gulak-Artemovsky, in whose creative formation Glinka played an important role. Gulak-Artemovsky’s opera “Zaporozhets beyond the Danube” is considered as a model of the comic national opera in the aspect of Glinka’s operatic quest. The methodology of microhistory makes it possible to understand the musical and historical process of the formation of the national opera school, in which Glinka played a fundamental role.

 

Keywords: M. Glinka, S. Gulak-Artemovsky, national opera, comic opera, microhistory

 

Ю. А. Финкельштейн 

Николай Николаевич Черепнин: портрет дирижёра | 22-32

NIKOLAI NIKOLAEVICH TCHEREPNIN: PORTRAIT OF THE CONDUCTOR

 

Аннотация: Статья посвящена исследованию неизученной области творчества Н. Н. Черепнина – его дирижёрской деятельности. Автор приводит высказывания современников, факты биографии, позволяющие воссоздать облик музыканта, внёсшего большой вклад в формирование национальной школы дирижирования. Обозначены особенности оркестрового письма Черепнина. Показано, как в результате практики управления оркестром, которой музыкант посвятил большую часть своей жизни, сформировались черты его музыкального языка и оркестрового стиля.

 

Ключевые слова: Николай Черепнин, композитор, дирижёр, оркестр, русская музыка начала ХХ века, серебряный век, музыкальный модерн

 

Abstract: The article is devoted to the study of the unexplored field of N. N. Tcherepnin’s creativity – his conducting activity. The author quotes statements of his contemporaries, the facts of his biography, which make it possible to recreate the image of the musician who made a great contribution to the formation of the national school of conducting. The features of Tcherepnin use of orchestral instruments are outlined. It is shown how, as a result of the practice of orchestra management, to which the musician devoted most of his life, the features of his musical language and orchestral style were formed.

 

Keywords: Nikolai Tcherepnin, composer, conductor, orchestra, Russian music of the early 20th century, silver age, musical modern

 

Е. Г. Окунева, И. О. Коновалов

«Анатомическое сафари» Пера Нёргора: эксперименты с аккордеоном | 33-49

“ANATOMIC SAFARI” BY PER NØRGÅRD:EXPERIMENTS WITH THE ACCORDION

 

Аннотация: Объектом изучения в статье выступает сюита для аккордеона «Анатомическое сафари», созданная датским композитором Пером Нёргором в 1967 году. Она являет собой образец экспериментального сочинения, в котором представлена расширенная трактовка инструмента. В статье анализируются темброво-звуковые эффекты пьес, раскрываются особенности графической нотации и приёмы новых инструментальных техник (вибрато, глиссандо, кластеры, стук клавиш при неподвижном мехе, flat fingers, coagulando, щелчки клавиш регистров и проч.). Отмечается, что идейно-художественный замысел цикла можно интерпретировать двояко: и натуралистически – как отражение процесса болезни и выздоровления человека, и «онтологически» ‒ как диагностику конструктивных и звуковых возможностей аккордеона, с одной стороны, и как попытки исследовать природу звука, с другой.

 

Ключевые слова: музыка ХХ века, датская музыка, музыка для аккордеона, Пер Нёргор, «Анатомическое сафари», новые инструментальные техники

 

Abstract: The object of study in the article is the accordion suite “Anatomic Safari”, created by the Danish composer Per Nørgård in 1967. It is an example of an experimental composition, which presents an expanded treatment of the instrument. The article analyzes the timbre and sound effects of the pieces, reveals the features of graphic notation and methods of new instrumental techniques (vibrato, glissando, clusters, keyboard noise, flat fingers, coagulando, register key clicks and more). It is noted that the artistic concept of the cycle can be interpreted in two ways: both naturalistically ‒ as a process of human illness and recovery, and “ontologically” – as a diagnosis of the constructive and sound capabilities of the accordion, on the one hand, and as an attempt to explore the nature of sound, on the other hand.

 

Keywords: music of the 20th century, Danish music, accordion music, Per Nørgård, “Anatomic safari”, new instrumental techniques

 

В. И. Нилова, Э. Г. Босенко 

Камерное вокальное творчество Мориса Равеля: театр и ранний французский кинематограф  | 50-61

MAURICE RAVEL’S CHAMBER VOCAL WORK: THEATER AND EARLY FRENCH CINEMA

 

Аннотация: Иронический эстетический полюс, замеченный Ролланом, был предопределён и личностными особенностями Равеля, и той тенденцией, на которую обратил внимание испанский философ и культуролог Ортега-и-Гассет. Статья посвящена изучению камерных вокальных произведений Равеля в модусах французского театра начала XX века и раннего французского кинематографа.

 

Ключевые слова: Равель, камерная вокальная музыка, Маро, Верлен, Малларме, традиция, театральные эксперименты, ранний французский кинематограф

 

Abstract: Noticed by Rolland the ironic aesthetic was predetermined both by Ravel’s personal characteristics and by the trend that the Spanish philosopher and culture expert Ortega y Gasset drew attention to. The article is devoted to the study of Ravel’s chamber vocal works in the modes of the French theater of the early XX century and early French cinema.

 

Keywords: Ravel, chamber vocal music, Marot, Verlaine, Mallarmé, tradition, theatrical experiments, early French cinema

 

И. В. Соловьёв 

К вопросу о синкретических концептах звукового восприятия в этнической традиции саамов | 62-77

ON THE ISSUE OF SYNCRETIC CONCEPTS OF SOUND PERCEPTIONS IN THE SAAMI ETHNIC TRADITION

 

Аннотация: В статье раскрываются базовые концепты архаического синкретизма в традиционной музыкальной культуре саамов. На примере традиционных жанров выявляются истоки их функционирования в тесной связи с мифологическим восприятием и звуковым мышлением, интегрируемым спецификой природного пространства этнической традиции. Данные положения направлены на изучение саамской музыкальной культуры в целостном восприятий звукового творчества этноса, что определяет системный подход в изучении музыкальной традиционной культуры.

 

Ключевые слова: саами, синкретизм, синестезия, нарратив, йойга, луввьт, зооморфные танцы-пантомимы, саамские традиционные инструменты, имитация, аудио-кинезо-визуальный канал восприятия

 

Abstract: The article reveals the basic concepts of archaic syncretism in the traditional Saami musical culture. Using the example of traditional genres, the origins of their functioning are revealed in close connection with mythological perception and sound thinking, integrated by the specificity of the natural space of ethnic tradition. These provisions are aimed at studying the Saami musical culture in the holistic perception of the sound creativity of the ethnic group, which determines a systematic approach to the study of traditional musical culture.

 

Keywords: Saami, syncretism, synesthesia, narrative, yoik, luvv’t, imitation, zoomorphic dances-pantomimes, saami traditional instruments, audio-kineso-visual perception channel

 

В. М. Петров

Соната И. Брамса для фортепиано ор. 1: к проблеме исполнительских воплощений | 78-97

ANALYSIS OF THE PIANO SONATA OP.1 BY J. BRAHMS

 

Аннотация: Статья посвящена анализу исполнительских трактовок фортепианной Сонаты ор. 1 Иоганнеса Брамса, которая является яркимим примером раннего творчества композитора. Сопоставляются концертная трактовка Сонаты Святославом Рихтером (Любек, 1988) и студийная запись Кристиана Цимермана («Deutsche Grammophon», 1980). Оба музыканта являются представителями разных фортепианных школ и занимают видное место в истории мирового исполнительства. В статье рассмотрены индивидуальные особенности их интерпретаций брамсовской Сонаты, касающиеся ритма, динамики, педализации, агогики, интонации.

 

Ключевые слова: И. Брамс, Первая фортепианная соната, С. Рихтер, К. Цимерман, исполнительское искусство, драматургия, образность, эпоха романтизма

 

Abstract: The article is devoted to the analysis of interpretations of the Sonata Op. 1 by Johannes Brahms, which is the clear example of the composer's early work. The concert interpretation of the Sonata by Svyatoslav Richter (Lübeck, 1988) and the studio recording by Christian Zimerman (Deutsche Grammophon, 1980) are compared. Both musicians are prominent representatives of different piano schools and occupy a prominent place in the history of world performance. The article examines the individual features of their interpretations of the Sonata by Brahms, concerning rhythm, dynamics, pedalization, agogy, intonation.

 

Keywords: Johannes Brahms, piano sonata, S. Richter, Ch. Zimerman, performing arts, drama, imagery, romanticism

 

М. В. Козак

Киномузыка Авенира де Монфреда | 98-114

ТHE FILM MUSIC OF AVENIR DE MONFRED

 

Аннотация: В статье исследуется музыка Авенира де Монфреда (1903–1974) к мультфильмам польско-французского кинорежиссёра Валериана Боровчика (1923–2006). Сотрудничество де Монфреда и Боровчика длилось на протяжении 1960-х годов, за это время в тандеме режиссёра и композитора было создано четыре разных по жанру, графике, драматургии и звуковому оформлению работы: «Ренессанс» (1963), «Энциклопедия бабушки в 13 томах» (1963), «Концерт месье и мадам Кабаль» (1964), «Театр месье и мадам Кабаль» (1967). В наследии композитора киномузыка не была превалирующим видом творчества, однако основные черты стиля де Монфреда в области академической музыки прослеживаются и в его киноработах.

 

Ключевые слова: Авенир де Монфред, Валериан Боровчик, Жак Форжо, французский кинематограф «Новой волны», медиатекст, «Ренессанс», «Энциклопедия бабушки в 13 томах» «Концерт месье и мадам Кабаль», «Театр месье и мадам Кабаль»

 

Abstract: The article examines the music of Avenir de Monfred (1903–1974) for cartoons by Polish-French film director Walerian Borowczyk (1923–2006). The collaboration between de Monfred and Borowczyk lasted throughout the 1960s, when four works of different genres, graphics, drama and sound design were created in tandem with the director and composer: “Renaissance” (1963), “Encyclopedia of the Grandmother in 13 Volumes” (1963), “Concert of Monsieur and Madame Cabal” (1964), “The Theater of Monsieur and Madame Cabal” (1967). In the legacy of the film composer, music was not the predominant type of creativity, but the main features of de Monfred's style in the field of academic music can be traced in his film works.

 

Keywords: Avenir de Monfred, Walerian Borowczyk, Jacques Forgeau, French cinema of the “New Wave”, media text, “Renaissance”, “Encyclopedia of the Grandmother in 13 Volumes”, “Concert of Monsieur and Madame Cabal”, “Theater of Monsieur and Madame Cabal” 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru