Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(33), 2023 г.
Содержание
Материалы Международной научной конференции «Профессиональная музыка Карелии: история, наследие, интерпретация» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 21 октября 2022 года)
Т. С. Екименко
Союз композиторов Карелии: начало пути | 1-10
В. И. Нилова
Т. В. Краснопольская – историк русской музыки | 11-21
М. А. Докторова
«Дневник моей музыкальной жизни» (обзор личного архивного фонда композитора Э. Н. Патлаенко) | 22-33
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
И. М. Нуриева
Роберт Лах – неизвестный «известный» учёный | 34-48
Е. Г. Окунева
Сериальная техника в Сонате для двух фортепиано Мишеля Фано: между традицией и новаторством | 49-70
Е. И. Перерва, Е. В. Сафонова
Опера Е. И. Подгайца «Алиса в зазеркалье»: художественная концепция и образный строй | 71-93
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Т. Н. Гапоненко, А. В. Кузнецова, Л. В. Сбитнева
Актуальные вопросы исполнения клавирной музыки В. А. Моцарта | 94-110
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
М. М. Подгузова
Между свободой и авторским текстом: А. Г. Цабель как редактор арфовых партий и каденций | 111-127
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Терехов
Интонация и интонирование в струнном квартете | 128-141
ПОДРОБНЕЕ
Т. С. Екименко Союз композиторов Карелии: начало пути | 1-10 UNION OF COMPOSERS OF KARELIA: THE BEGINNING OF THE WAY |
Аннотация: Статья посвящена деятельности Союза композиторов КФССР в первые годы существования организации. Автор подробно останавливается на отчётном докладе председателя президиума ССК КФССР Л. Вишкарёва о работе Союза за 1943 год. В докладе впервые представлены полные сведения о всех сферах деятельности композиторской организации в период эвакуации в Беломорске. Исследование осуществлено на основе изучения документов Национального архива Республики Карелия.
Ключевые слова: Союз Советских композиторов КФССР, Леонид Вишкарёв, Национальный архив Республики Карелия
Abstract: The article is devoted to the activity of the Union of Composers of the KFSSR in the early years of the existence of the organization. The author dwells in detail on the report of the chairman of the Presidium of the SSK of the KFSSR L. Vishkarev on the work of the Union for 1943. For the first time, the report provides complete information about all spheres of activity of the composer organization during the evacuation in Belomorsk. The research was carried out on the basis of examining the documents of the National Archive of the Republic of Karelia.
Keywords: Union of Soviet Composers of the KFSSR, Leonid Vishkarev, National Archive of the Republic of Karelia
В. И. Нилова Т. В. Краснопольская – историк русской музыки | 11-21 T. V. KRASNOPOLSKAYA – HISTORIAN OF RUSSIAN MUSIC |
Аннотация: Статья написана в жанре воспоминаний о личном общении В. И. Ниловой с Т. В. Краснопольской. Т. В. Краснопольская (1937–2015) широко известна как видный российский этномузыколог и финно-угровед. Менее известна её деятельность как историка русской музыки, которую она преподавала в Петрозаводской консерватории более 40 лет. Сочетание в одном педагоге-исследователе таланта историка и этномузыколога привело Краснопольскую к научному открытию – обнаружению фольклорного истока мелодии «Баллады Финна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ключевые слова: Т. В. Краснопольская, история русской музыки, Глинка, «Баллада Финна», научная школа, музыкальный слух, экспериментальный метод, руническая модель
Abstract: The article is written in the genre of memories of personal communication between V. I. Nilova and T. V. Krasnopolskaya. T. V. Krasnopolskaya (1937–2015) is widely known as a prominent Russian ethnomusicologist and Finno-Ugric scholar. She is less well known as a historian of Russian music, which she taught at the Petrozavodsk Conservatory for more than 40 years. Сombination of the talent of historian and ethnomusicologist in one teacher-researcher led Krasnopolskaya to a scientific discovery – the discovery of the folklore source of the melody of “Finn's Ballads” from M. I. Glinka’s opera “Ruslan and Lyudmila”.
Keywords: T. V. Krasnopolskaya, history of Russian music, Glinka, “Finn's Ballads”, scientific school, musical ear, experimental method, runic model
М. А. Докторова «Дневник моей музыкальной жизни» (обзор личного архивного фонда композитора Э. Н. Патлаенко) | 22-33 MY MUSICAL MEMOIR (A REVIEW OF THE PERSONAL ARCHIVAL COLLECTION OF THE COMPOSER E. N. PATLAENKO) |
Аннотация: В статье представлен обзор материалов личного фонда композитора Э. Н. Патлаенко, находящегося на хранении в Национальном архиве Республики Карелия. Эдуард Патлаенко – заслуженный деятель искусств КАССР и РСФСР, член Союза композиторов, профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова.
Национальный архив Республики Карелия бережно хранит творческое наследие композитора. В фонде содержатся личные документы, нотные рукописи, программы, концертные афиши, статьи, дневниковые записи, материалы преподавательской деятельности, деловая и личная переписка, студенческий фотоальбом. Архив Эдуарда Патлаенко – это собрание первоисточников о жизни и творчестве композитора.
Ключевые слова: Эдуард Патлаенко, композитор, Национальный архив Республики Карелия, коллекция, Союз композиторов, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова
Abstract: The article describes materials from the personal collection of composer E. N. Patlaenko stored in the National Archives of the Republic of Karelia. Eduard Patlaenko is the Honoured Artist of the Karelian Autonomous Soviet Socialist Republic and the Russian Soviet Federative Socialistic Republic, member of the Union of Composers, professor of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire.
The National Archives of the Republic of Karelia carefully preserves the entire creative heritage of the composer. The archive contains personal documents, musical scores, programmes, concert posters, articles, diary entries, teaching materials and teaching aids, business and personal correspondence, student photo album. The Eduard Patlaenko archive is the collection of primary source materials on the life and work of the composer.
Keywords: Edward Patlaenko, composer, the National Archives of the Republic of Karelia, collection, the Union of Composers, the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire
И. М. Нуриева Роберт Лах – неизвестный «известный» учёный | 34-48 ROBERT LACH – UNKNOWN “FAMOUS” SCIENTIST |
Аннотация: Роберт Лах – автор нескольких публикаций о народной музыке финно-угорских, тюркских и кавказских народов – записывал свой материал от интернированных в годы Первой мировой войны на территорию Австро-Венгрии российских военнопленных. Имея возможность для широких сравнительных исследований, учёный воссоздал целостную для того времени картину функционирования музыкальных культур народов Поволжья и их стилевых особенностей.
Однако если за рубежом его публикации сразу же получили широкую известность и признание, став на долгие годы практически единственным источником знаний о музыкальных культурах России, то в историю российского этномузыковедения Роберт Лах вошёл достаточно поздно из-за недоступности его изданий. Целью настоящей статьи является изучение научного наследия австрийского музыковеда, учёного Роберта Лаха в области удмуртской традиционной музыкальной культуры и выявление его роли в становлении удмуртского этномузыковедения.
Ключевые слова: Роберт Лах, удмуртское этномузыковедение, эволюционистская теория, принципы записи и нотирования, литания
Abstract: Robert Lach, the author of several publications on folk music of Finno-Ugric, Turkic and Caucasian peoples, recorded his material from Russian prisoners of war interned during World War I on the territory of Austria-Hungary. Having the opportunity for extensive comparative studies, the scientist recreated a holistic for that time picture of the functioning of the musical cultures of the peoples of the Volga region and their stylistic features.
Despite the fact that his publications immediately became widely known and recognized abroad, having become for many years practically the only source of knowledge about the musical cultures of Russia, Robert Lach entered the history of Russian ethnomusicology quite late due to the inaccessibility of his publications. The purpose of this article is to study the scientific heritage of the Austrian musicologist and scientist Robert Lach in the field of Udmurt traditional musical culture and to identify his role in the formation of Udmurt ethnomusicology.
Keywords: Robert Lach, Udmurt ethnomusicology, evolutionist theory, principles of recording and notation, litany
Е. Г. Окунева Сериальная техника в Сонате для двух фортепиано Мишеля Фано: между традицией и новаторством | 49-70 INTEGRAL SERIAL TECHNIQUE IN SONATA FOR TWO PIANOS BY MICHEL FANO: BETWEEN TRADITION AND INNOVATION |
Аннотация: В статье рассматриваются особенности сериальной техники Сонаты для двух фортепиано Мишеля Фано, созданной в 1952 году. Предпринимается сравнение многомерной серийной системы сочинения с композиционным методом «Структур 1а» Булеза, выявляется их сходство и отличие, акцентируются элементы традиционного и новаторского в музыкальном языке Сонаты. Делается вывод о преломлении в сочинении разнонаправленных тенденций сериализма, проявляющихся, с одной стороны, в известной доле автоматизма композиционного процесса, а с другой, в опоре на традиционные категории музыкального мышления.
Ключевые слова: Мишель Фано, Пьер Булез, Оливье Мессиан, Соната для двух фортепиано, сериализм, высотный ряд, ряд длительностей, макроряд
Abstract: The article discusses the features of the serial technique of the Sonata for Two Pianos by Michel Fano, created in 1952. The author undertakes a comparison of the multidimensional serial system of composition with the compositional method of Boulez’s “Structures 1a”, reveals their similarities and differences, emphasizes the elements of the traditional and innovative in the music language of the Sonata. At the end of the article, a conclusion is made about the refraction in the composition of the multidirectional tendencies of serialism, which are manifested, on the one hand, in a certain degree of automatism of the compositional process, and, on the other hand, based on the traditional categories of musical thinking.
Keywords: Michel Fano, Pierre Boulez, Oliver Messiaen, Sonata for two pianos, integral serialism, pitch row, duration row, macro row
Е. И. Перерва, Е. В. Сафонова Опера Е. И. Подгайца «Алиса в зазеркалье»: художественная концепция и образный строй | 71-93 OPERA BY E. PODGAITS “ALICE THROUGH THE LOOKING-GLASS”: ARTISTIC CONCEPT AND IMAGINATION |
Аннотация: Статья посвящена детской опере известного московского композитора Ефрема Иосифовича Подгайца – «Алиса в Зазеркалье» (либретто В. Орла по сказке Л. Кэрролла), созданной в 1980 году и поставленной в Санкт-Петербургском музыкальном театре «Зазеркалье» в 1993 году. В статье рассматриваются вопросы жанровой и стилевой специфики произведения, основные принципы музыкальной драматургии оперы, особенности прочтения литературного первоисточника.
Ключевые слова: Е. И. Подгайц, Л. Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье», детская опера, интерпретация, музыкальная драматургия
Abstract: The article is devoted to the children's opera of the famous Moscow composer Efrem I. Podgaits – “Alice through the Looking-glass” (libretto by V. Orel based on the fairy tale by L. Carroll), created in 1980 and staged at the St. Petersburg Musical Theater “Through the Looking-glass” in 1993. The article deals with the issues of genre and style specifics of the work, the basic principles of the musical dramaturgy of the opera, and the peculiarities of reading the literary source.
Keywords: E. I. Podgaits, L. Carroll, “Alice Through the Looking-Glass”, children's opera, interpretation, musical dramaturgy
Т. Н. Гапоненко, А. В. Кузнецова, Л. В. Сбитнева Актуальные вопросы исполнения клавирной музыки В. А. Моцарта | 94-110 ACTUAL ISSUES OF PERFORMING KEYBOARD MUSIC BY W. A. MOZART |
Аннотация: Цель исследования – рассмотреть актуальные вопросы исполнения клавирной музыки В. А. Моцарта. К ним относятся: артикуляция, темп, динамика, мелизматика, педализация. Научная новизна работы заключается в обобщении и структурировании основных исполнительских приёмов и задач, что даёт возможность более чётко увидеть черты стиля композитора и ярче донести его творческий замысел. Авторы приходят к следующим результатам: знания такого рода закономерностей письма композитора помогут формировать у исполнителя чувство стилевых особенностей музыки Моцарта.
Ключевые слова: клавирная музыка В. А. Моцарта, артикуляционные лиги, фактура, метроритм, педализация, трель, группетто, динамические градации
Abstract: The purpose of the study is to consider topical issues of performing keyboard music by W. A. Mozart. These include: articulation, tempo, dynamics, melismatics, pedaling. The scientific novelty of the work lies in the generalization and structuring by the authors of the main performing techniques and tasks, which makes it possible to more clearly see the features of the composer's style and more clearly convey his creative intention. The authors come to the following results: knowledge of such patterns of the composer's writing will help to form a sense of stylistic features of Mozart's music.
Keywords: keyboard music by W. A. Mozart, articulatory leagues, texture, metrorhythm, pedaling, trill, gruppetto, dynamic gradations
М. М. Подгузова Между свободой и авторским текстом: А. Г. Цабель как редактор арфовых партий и каденций | 111-127 BETWEEN FREEDOM AND AUTHOR'S TEXT: A. G. ZABEL AS AN EDITOR OF HARP PARTS AND CADENCES |
Аннотация: Имя Альберта Цабеля известно на всех без исключения континентах. Арфист-виртуоз, композитор, аранжировщик, он оставил значительное наследие в каждой сфере своего творчества.
Предлагаемая статья посвящена редакторской деятельности арфиста, ставшей одним из его основных профессиональных направлений. Являясь артистом Мариинского театра, он осуществил значительное количество обработок арфовых партий и каденций.
В публикации впервые представлен взгляд на востребованность подобного рода деятельности, осуществлён анализ редакторских версий каденций из балетов П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», предложена оценка значимости деятельности А. Г. Цабеля в данной области в контексте влияния на мировое арфовое искусство.
Ключевые слова: А. Г. Цабель, арфа, каденция, «Лебединое озеро», «Щелкунчик», арфист, арфовое искусство
Abstract: The name of Albert Zabel is known on all continents without exception. As a virtuoso harpist, composer and arranger he left a significant legacy in every area of his work.
The proposed article is devoted to the editorial activity of the harpist, which has become one of his main professional areas. Being an artist of the Mariinsky Theatre, he performed a significant number of adaptations of harp parts and cadences.
The publication for the first time presents a look at the demand for this kind of activity, analyzes the editorial versions of the cadences from P. I. Tchaikovsky's ballets “Swan Lake” and “The Nutcracker”, offers an assessment of the significance of A. G. Zabel's activity in this area in the context of the impact on the world harp art.
Keywords: A. G. Tsabel, harp, cadence, “Swan Lake”, “The Nutcracker”, harpist, harp art
Е. В. Терехов Интонация и интонирование в струнном квартете | 128-141 INTONATION IN A STRING QUARTET |
Аннотация: В статье рассматриваются особенности и типичные проблемы интонации и интонирования в струнном квартете. Даются краткие рекомендации и указания, направленные на решение проблем, возникающих в работе над интонацией.
Ключевые слова: интонирование, интонация, струнный квартет, струнные смычковые инструменты
Abstract: The article discusses the features and typical problems of intonation in a string quartet. Brief recommendations and instructions aimed at solving problems that arise in the work on intonation are given.
Keywords: intonation, string quartet, string instruments