Музыкальный журнал Европейского Севера № 4(36), 2023 г.

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Т. С. Екименко, С. А. Шишкина

«ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ» БОРИСА НАПРЕЕВА: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО СТРОЕНИЯ ЦИКЛА И ФУГ  | 1-13

 

Н. П. Трегулова 

ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ МОРДВЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (К ПРОБЛЕМЕ АКТУАЛИЗАЦИИ)  | 14-25

  

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

М. М. Подгузова

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ К. А. ЭРДЕЛИ | 26-35

 

Сюнь Гао

ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В «ТРИПТИХЕ ДЛЯ ТРЕХ ФЛЕЙТ» ЦЗО ЧЖЭНЬ ГУАНЯ | 36-47

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 

В. И. Нилова, Э. Г. Босенко

КАМЕРНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОРИСА РАВЕЛЯ И ЕГО ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ | 48-60

 

Д. В. Любимов

ОРКЕСТРОВАЯ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЬЕСЫ РОБЕРТА ШУМАНА «PAPILLONS»  | 61-83

 

Т. М. Егорова

ОБРАЗ ЗЛА В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ ПЕТЕРИСА ВАСКСА | 84-96

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Семенова

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ  | 97-109

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Т. С. Екименко, С. А. Шишкина

«Полифонический альбом» Бориса Напреева:особенности композиционного строения цикла и фуг  | 1-13

“POLYPHONIC ALBUM” BY BORIS NAPREEV: FEATURES OF THE COMPOSITIONAL STRUCTURE OF THE CYCLE AND FUGUES

 

Аннотация: В данной статье авторы рассматривают особенности строения цикла и фуг в «Полифоническом альбоме» для фортепиано Бориса Напреева. Предметом изучения в работе явился тематизм цикла, некоторые черты экспозиций и свободных частей фуг, строение цикла в целом. Авторы приходят к выводу, что композитор в сборнике охватил и продемонстрировал собственное видение разнообразных типов 3-частных фуг (двуладовой, реперкуссионной, ладово-развивающейся, контрапунктически-развивающейся), осваиваемых в учебном курсе «Полифония». Данное обстоятельство дает возможность рассматривать сборник Напреева как хрестоматию по полифоническому анализу (и как образец для сочинения студенческих фуг) для музыковедов, композиторов и исполнителей различных направлений подготовки.

 

Ключевые слова: полифонический цикл, Борис Напреев, «Полифонический альбом», фуги, цитаты, экспозиция, свободная часть, двуладовая фуга, реперкуссионная фуга, ладово-развивающаяся фуга, хрестоматия

 

Abstract: In the article, the authors consider the features of the structure of the cycle and fugues in the “Polyphonic Album” for piano by Boris Napreev. The subject of study in the work was the thematism of the cycle, some features of expositions and free parts of fugues, the structure of the cycle as a whole. The authors come to the conclusion that the composer covered and demonstrated his own vision of various types of 3-part fugues (two-key, repercussion, fret-developing, contrapuntal-developing) in the collected works, mastered in the training course “Polyphony”. This circumstance makes it possible to consider Napreev's collected works as a textbook on polyphonic analysis (and as a model for composing student fugues) for musicologists, composers and performers of various fields of training.

 

Keywords: polyphonic cycle, Boris Napreev, “Polyphonic album”, fugues, quotations, exposition, free movement, two-way fugue, repercussion fugue, fret-developing fugue, anthology

 

Н. П. Трегулова 

Историография изучения исполнительских традиций мордвы в контексте современной культуры (к проблеме актуализации) | 14-25

HISTORIOGRAPHY OF THE STUDY OF MORDOVIAN PERFORMING TRADITIONS IN THE CONTEXT OF MODERN CULTURE (TO THE PROBLEM OF UPDATING)

 

Аннотация: В статье рассматривается состояние исполнительских традиций мордовского народа в контексте современных культурных процессов, характеризующих начало третьего десятилетия XXI века. На основе ряда научных работ, а также данных собственных экспедиционных исследований, автор анализирует изменения, происходящие в песенной культуре этнических групп мокши и эрзи, рассуждает о степени сохранности характерной для нее трехголосной бурдонной полифонии. Отмечается уменьшение количества сел, где бытует трехголосная полифония; исчезновение ряда песенных жанров; нарушение механизмов передачи исполнительских традиций, а также тенденции формирования вторичных певческих коллективов. На этой основе формулируется идея о необходимости увековечивания песенных традиций мордовского народа.

 

Ключевые слова: вторичные певческие коллективы, исполнительские традиции мордвы, Конвенция ЮНЕСКО, коллективное пение, нематериальное культурное наследие, трехголосная бурдонная полифония

 

Abstract: The article examines the state of the Mordovian people’s performing traditions at the beginning of the third decade of the XXI century. On the basis of a number of scientific works, the author analyzes the changes taking place in the song culture of the Moksha and Erzya, and also discusses the preservation of the three-voice bourdon polyphony, which determines its identity. There is a decrease in the number of villages where three-voice polyphony exists, the disappearance of a number of song genres, violation of the performing traditions continuity mechanisms, the predominance of secondary singing groups.

 

Keywords: secondary singing groups, Mordovian performing traditions, UNESCO Convention, collective singing, intangible cultural heritage, three-voice bourdon polyphony 

М. М. Подгузова

Методические и исполнительские принципы школы К. А. Эрдели | 26-35

METHODOLOGICAL AND PERFORMING PRINCIPLES OF SCHOOL OF K. A. ERDELY

 

Аннотация: Имя К. А. Эрдели является синонимом высочайшего профессионализма в отечественном арфовом искусстве. Блистательная исполнительница, аранжировщик, педагог, она оставила значительное наследие в каждой сфере своего творчества.

Педагогике, как одному из основных направлений своей профессиональной деятельности, Ксения Александровна посвятила семьдесят лет жизни, воспитав значительное число высококлассных музыкантов, с успехом работавших по всему Советскому Союзу.

В публикации впервые предпринята попытка детального анализа методических основ школы К. А. Эрдели, сделан вывод об их синтетической природе. Рассмотрены причины первоначального неприятия арфисткой нового способа игры на инструменте в годы его внедрения в учебный процесс Московской консерватории.

 

Ключевые слова: К. А. Эрдели, арфа, метод Поссе-Слепушкина, методические принципы, педагогика, арфовое искусство

 

Abstract: The name of K. A. Erdely is a sign of the highest professionalism in the Domestic Harp Art. A brilliant performer, arranger, teacher, she left a significant legacy in every area of her work.

Pedagogy, as one of the main areas of her professional activity, Ksenia Aleksandrovna devoted seventy years of her life, raising a significant number of high-class musicians who successfully worked throughout the Soviet Union.

For the first time, an attempt was made to analyze in detail the methodological foundations of the school of K. A. Erdely, and a conclusion was made about their synthetic nature. The reasons for the initial rejection by the harpist of the new way of playing the instrument during the years of its introduction into the educational process of the Moscow Conservatory are considered.

 

Keywords: K. A. Erdely, harp, Posse-Slepushkin method, methodological principles, pedagogy, harp art

 

Сюнь Гао

Черты традиционной китайской культуры в «Триптихе для трех флейт» Цзо Чжэнь Гуаня | 36-47

FEATURES OF TRADITIONAL CHINESE CULTURE IN TSZO CHZHEN-GUAN'S TRIPTYCH FOR THREE FLUTES

 

Аннотация: Статья посвящена «Триптиху для трех флейт» Цзо Чжэнь Гуаня. Данное произведение основано на органичном сплаве китайской и европейской культур. Яркими чертами сочинения стали повествовательность драматургии, опора на медленные темпы, связанные с древними китайскими музыкальными жанрами, построенными на религиозно-философских принципах созерцания. Цзо Чжэнь Гуань обращается к ладовым, интонационным и ритмическим особенностям, свойственным китайской музыке (прием неточного ритмизованного ускорения и замедления, секундовые созвучия и другие), подражает игре на китайских бамбуковых флейтах посредством введения трелей, glissando, frullato, орнаментации и других исполнительских приемов. «Триптих для трех флейт» – непрограммное сочинение, однако благодаря анализу музыкальных средств в нем выявляется опора на китайскую философию. 

 

Ключевые слова: Цзо Чжэнь Гуань, «Триптих для трех флейт», китайская культура, флейта, исполнительские приемы игры на флейте

 

Abstract: The article is dedicated to “Triptych for three flutes” by Tszo Chzhen-Guan. This chamber-instrumental work, which is based on an organic fusion of Chinese and European cultures, represents the features of the composer's orchestral music. The striking features of the composition are the narrative dramaturgy, reliance on slow tempos associated with ancient Chinese musical genres built on religious and philosophical principles of contemplation. Tszo Chzhen-Guan refers to the modal, intonation and rhythmic features typical of Chinese music (the technique of inaccurate rhythmic acceleration and deceleration, second harmonies, etc.), imitates the playing of Chinese bamboo flutes by introducing trills, glissando, frullato, ornamentation and other performing techniques. “Triptych for Three Flutes” is a non-programme composition, however, thanks to the analysis of musical means, it reveals a reliance on Chinese philosophy.

 

Keywords: Tszo Chzhen-Guan, “Triptych for three flutes”, Chinese culture, flute, performing techniques of playing the flute

  

В. И. Нилова, Э. Г. Босенко 

Камерное вокальное творчество Мориса Равеля и его поэтические предпочтения | 48-60

CHAMBER VOCAL OEUVRE OF MAURICE RAVEL AND HIS POETIC PREFERENCES

 

Аннотация: Традиционно одним из актуальных направлений в изучении вокального творчества композиторов является выявление взаимодействия слова и звука. В отношении Равеля (и французской музыки вообще) аналитические процедуры будут результативными при условии практического владения исследователем фонетикой французского языка. Владение французской фонетикой важно и для вокалистов. Но для концертмейстера одной из главных является проблема интерпретации вокальной музыки начала XX века. Статья посвящена изучению камерных вокальных произведений Равеля в аспекте его поэтических предпочтений.

 

Ключевые слова: Равель, камерная вокальная музыка, Маро, Верлен, Малларме, традиция, поэзия

 

Abstract: Traditionally, one of the topical directions in the study of vocal work of composers is the identification of the interaction between word and sound. Referring to Ravel (and French music in general), analytical procedures will be effective if the researcher has good phonetic skills in French. Even more important is the mastery of French phonetics for vocalists. But for the leader no less important than the performing school of the vocalist is the issue of interpreting vocal music of the early twentieth century. To solve this problem, it is necessary to expand the usual framework of the stylistic context of Ravel's oeuvre. The article is devoted to the study of Ravel's chamber vocal works in the aspect of his poetic preferences.

 

Keywords: Ravel, chamber vocal music, Marot, Verlaine, Mallarmé, tradition, poetry

 

Д. В. Любимов

Оркестровая и хореографическая интерпретация пьесы Роберта Шумана «Papillons» | 61-83

ORCHESTRAL AND CHOREOGRAPHIC INTERPRETATION ROBERT SCHUMANN’S PLAY “PAPILLONS”

 

Аннотация: Статья посвящена оркестровой и хореографической версиям пьесы «Papillons» из фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал». Рассматриваются особенности оркестровки Н. Черепнина. При сохранении основных элементов структуры, тонально-гармонического плана, фактуры пьесы оркестровка Черепнина демонстрирует свободное обращение с регистрами и различную технику оркестрового письма. Красочная оркестровка вносит свежесть и новизну в музыку Шумана, помогая воплотить пластический образ Бабочки в одноактном балете Фокина «Карнавал». Сюжетным продолжением сцены «Бабочка и Пьеро» стал последующий одноактный балет Фокина «Бабочки» на музыку одноименного цикла Шумана в оркестровке Черепнина.

 

Ключевые слова: Р. Шуман, Н. Н. Черепнин, М. М. Фокин, фортепианный цикл «Карнавал», пьеса «Бабочка», партитура, оркестровка, инструментовка, интерпретация, одноактный балет «Карнавал»

 

Abstract: The article is dedicated to the orchestral and choreographic versions of the play “Papillons” from R. Schumann’s piano cycle “Carnaval”. The features of N. Tcherepnin’s orchestration are considered. While maintaining the basic elements of the structure, the tonal-harmonic plan, the texture of the piece, Tcherepnin’s orchestration demonstrates free handling of registers and various orchestral writing techniques. Colorful orchestration brings freshness and novelty to Schumann’s music, helping to embody the plastic image of the Butterfly in Fokine’s one-act ballet “Carnaval”. The plot continuation of the scene “Butterfly and Pierrot” was the subsequent one-act ballet “Les Papillons” by Fokine to the music of the cycle of the same name by Schumann, orchestrated by Tcherepnin.

 

Keywords: R. Schumann, N. N. Tcherepnin, M. M. Fokine, piano cycle “Carnaval”, play “Papillons”, score, orchestration, instrumentation, interpretation, one-act ballet “Carnaval”

 

Т. М. Егорова

Образ зла в инструментальных сочинениях Петериса Васкса | 84-96

THE IMAGE OF EVIL IN PETERIS VASKS’S INSTRUMENTAL MUSIC

 

Аннотация: Настоящая статья посвящена образу зла в инструментальной музыке Петериса Васкса. Несмотря на то, что композитор не считает сферу негативного своей, он ищет способы ее отображения в музыке. Данное обстоятельство обусловлено тем, что одним из главных посылов творчества Васкса является понимаемая в религиозном ключе идея победы добра над злом. Негативные образы композитор скорее изображает, поскольку музыкальный материал, несмотря на экспрессивность, «формульный» и не способен к существенной трансформации. Переходя из сочинения к сочинению, он становится символом, который не «воплощает», но обозначает.

 

Ключевые слова: Петерис Васкс, зло, canto perpetuo, токката, ироническое, неоромантизм, инструментальная музыка, латышская музыка

 

Abstract: This article is dedicated to the image of evil in Peteris Vasks’s instrumental music. Although the composer doesn’t consider this sphere familiar, he is looking for ways to represent it in music. This is due to the Christian idea of the victory of good over evil, which is one of the most important ideas of Vasks’s oeuvre. Vasks’s methodology of representation of good and evil is based on the ontological distinction between the two phenomena. Negative images are rather ‘pictured” than embodied. In spite of expressiveness the music material of non-good is like a formula and incapable of essential developing. In the process of creation of negative images Vasks permanently quotes his own works. That makes the music material a symbol, which cannot embody, but only designate evil.

 

Keywords: Peteris Vasks, evil, canto perpetuo, toccata, “ironico”, neoromantism, instrumental music, Latvian music

 

О. В. Семенова 

Изучение творчества русских композиторов на занятиях по русскому языку как иностранному | 97-109

STUDYING THE CREATIVE WORK OF RUSSIAN COMPOSERS DURING CLASSES OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

 

Аннотация: В статье предпринята попытка обозначить ключевые этапы, возникающие в процессе работы с иностранными обучающимися музыкальных и гуманитарных вузов, при изучении творчества русских композиторов с точки зрения комплексного подхода. Он заключается в последовательном освоении материала с учетом уровня владения русским языком, изучении музыки в контексте других видов искусства (живописи, архитектуры, скульптуры) и обеспечивает формирование одной из важнейших компетенций – культурологической. Обоснована необходимость знакомства с русским искусством и культурой, в том числе с творчеством русских композиторов, уже на начальном этапе подготовки будущих музыкантов и обучающихся гуманитарных вузов. На примере П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова показана ситуация с освещением композиторского творчества в специальных пособиях для абитуриентов музыкальных вузов, а также учебных пособиях по искусству и культуре России; представлены формы работы, в которые может быть включена информация о русских композиторах и их сочинениях при изучении русского языка как иностранного.

 

Ключевые слова: музыкальное искусство, Петр Ильич Чайковский, методика преподавания русского языка как иностранного, творческий вуз

 

Abstract: The article attempts to identify the key stages for working with foreign students of higher music education institutions and humanitarian universities in studying the creative work of Russian composers from the point of view of an integrated approach, which consists in step-by-step mastering of the material taking into account the level of proficiency in the Russian language, the study of musical art in the context of other types of art (painting, architecture, sculpture), and also provides formation of one of the most important competencies – cultural one. The article justifies the necessity of acquaintance with Russian art and culture, including the creative works of Russian composers, already at the initial stage of training future musicians, as well as students of humanitarian universities. The article presents a brief review of special study guides for applicants of higher music education institutions, as well as textbooks on Russian art and culture.

 

Keywords: musical art, Pyotr Ilyich Tchaikovsky, methods of teaching Russian as a foreign language, university for arts

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru