Музыкальный журнал Европейского Севера № 3(35), 2023 г.

 

Содержание

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Л. А. Купец

ДВЕ БИОГРАФИИ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА В СЕРИИ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»: РЕСАЙКЛИНГ ИЛИ РЕБРЕНДИНГ? | 1-12

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Е. Г. Окунева, Д. А. Томских

КОНЦЕРТ «LEFT, ALONE» ХАНСА АБРАХАМСЕНА КАК ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН | 13-34

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

И. В. Копосова

ПРОДОЛЖАЯ ДЕЛО Ю. Г. КОНА: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ И. Н. БАРАНОВОЙ | 35-46

 

Е. А. Соболева 

О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ В ПАРАДИГМЕ ХХI ВЕКА (ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ ВЛАДИСЛАВОМ ПЕТРОВЫМ) | 47-63

 

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

Дэн Шоухэн

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШАРЛЯ СУАЛЛЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА В 1850–1860-е ГОДЫ | 64-78

 

Д. А. Володягина

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНТОНАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОПЕРЕ ТОМАСА АДЕСА «БУРЯ» | 79-93

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Л. А. Купец 

Две биографии Сергея Рахманинова в серии «Жизнь замечательных людей»: ресайклинг или ребрендинг? | 1-12

TWO BIOGRAPHIES OF SERGEI RACHMANINOV IN THE SERIES "LIVES OF REMARKABLE PEOPLE": RECYCLING OR REBRANDING?

 

Аннотация: В статье анализируется образ Сергея Рахманинова, создаваемый авторами биографии композитора в популярной серии «Жизнь замечательных людей». В качестве материала используются две биографии Н. Д. Бажанова и С. Р. Федякина, вышедшие с перерывом в полвека: первая – в эпоху «оттепели», вторая – в прошлом десятилетии. Анализ этих двух нарративов позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на кардинально изменившиеся историко-культурные условия и возможности, тем не менее, Рахманинов предстаёт в последней версии не столько в рамках культурного ресайклинга, сколько ребрендинга. Основной а́брис образа остался прежним: страдающий романтический юноша, которого судьба забросила на чужбину, в результате чего он уже не мог творить и мечтал о Родине до конца своих дней.

 

Ключевые слова: Сергей Рахманинов, серия «Жизнь замечательных людей», культурный ресайклинг, ребрендинг, Николай Бажанов, Сергей Федякин

 

Abstract: The article analyzes the image of Sergei Rachmaninoff, created by the authors of the composer's biography in the popular series of "The Lives of Remarkable People". Two biographies written by N. D. Bazhanov and S. R. Fedyakin are used as material, which was published half a century apart: the first biography – in the era of the "thaw", the second one – in the last decade. The analysis of these two narratives allows us to conclude that, despite the radically changed historical and cultural conditions and opportunities, Rachmaninoff, nevertheless, appears in the latter version not so much as a part of cultural recycling, but as a rebranding. The basic outline of the image remains the same: a suffering romantic young man who was thrown by fate into a foreign land, as a result of which he could no longer create and dreamed of his homeland for the rest of his life.

 

Keywords: Sergey Rachmaninoff, “The Life of Remarkable People” series, cultural recycling, rebranding, Nikolai Bazhanov, Sergey Fedyakin

 

Е. Г. Окунева, Д. А. Томских

Концерт «Left, alone» Ханса Абрахамсена как жанрово-композиционный феномен | 13-34

HANS ABRAHAMSEN’S “LEFT, ALONE” CONCERT AS A GENRE-COMPOSITIONAL AND ARTISTIC PHENOMENON

 

Аннотация: В центре внимания статьи – леворучный фортепианный концерт «Left, alone» (2015) датского композитора Ханса Абрахамсена, посвящённый французскому пианисту Александру Таро. Авторы рассматривают композиционную структуру сочинения, особенности его музыкальной организации и драматургии. Отдельное внимание уделяется художественному замыслу, в котором находят отражение автобиографические черты. В ходе анализа выявляется основная идея сочинения – идея ограничения, которая проявляется на разных уровнях – на уровне организации музыкального материала (краткость тем, ограничение их звукового состава и диапазона), тембровой драматургии (противопоставление оркестрового и солирующего фортепиано) и формы (усечение репризного раздела, применение минималистических приёмов). Авторы приходят к выводу, что идея состязательности, характерная для жанра концерта, в сочинении Абрахамсена переходит в концептуальную сферу, отражая борьбу с жизненными обстоятельствами и стремление преодолеть существующие ограничения.

 

Ключевые слова: музыка ХХI века, датская музыка, Ханс Абрахамсен, «Left, alone», фортепианный концерт для левой руки, постминимализм 

 

Abstract: The focus of the article is the piano concert for the left hand “Left, alone” (2015) by the Danish composer Hans Abrahamsen, dedicated to the French pianist Alexander Taro. The authors examine the structure of the composition, the features of its musical organization and dramaturgy. Special attention is paid to the artistic concept, which reflects autobiographical features. The analysis reveals the main idea of the concert – the idea of constraint, which manifests itself at different levels – at the level of organization of musical material (brevity of thematic material, limitation of its sound composition and range), timbre dramaturgy (opposition of orchestral and solo piano) and form (truncation of the reprise section, the use of minimalist methods). The authors come to the conclusion that the idea of competitiveness, characteristic of the genre of the concerto, in Abrahamsen’s work passes into the conceptual sphere, reflecting the struggle with life circumstances and the desire to overcome existing constraints.

 

Keywords: music of the 21st century, Danish music, Hans Abrahamsen, “Left, alone”, piano concert for the left hand, postminimalism

 

И. В. Копосова

Продолжая дело Ю. Г. Кона: штрихи к портрету И. Н. Барановой | 35-46

CONTINUING THE CASE OF JOZEF KON: TOUCHES TO THE PORTRAIT OF IRINA BARANOVA

 

Аннотация: Данная публикация направлена на осмысление фигуры Ирины Николаевны Барановой (1955–2011), педагога и учёного, чья деятельность была безраздельно связана с Петрозаводской консерваторией и оставила в её жизни глубокий след. Предметом изучения в статье стали научные и учебно-методические труды Барановой, а также тексты дипломных работ, выполненных под её руководством. На этой основе охарактеризована сфера научных интересов Ирины Николаевны, дана оценка её наследия, выделены черты научного и педагогического стиля. В целом, деятельность Барановой представлена как наследующая и развивающая характерные черты самобытной научно-педагогической школы, сложившейся в рамках нашего вуза, которая за его пределами интерпретируется как «школа Кона».

 

Ключевые слова: Ирина Баранова, Юзеф Кон, научно-педагогическая школа, школа Кона, Петрозаводская консерватория

 

Abstract: This publication is aimed at understanding the figure of Irina Baranova (1955–2011), a teacher and scientist whose activities were completely connected with the Petrozavodsk Conservatoire and left a deep mark on her life. The subject of the study in the article was the scientific and educational-methodical works of Baranova, as well as the texts of theses performed under her supervision. On this basis, the scope of scientific interests of Irina Nikolaevna is characterized, an assessment of her heritage is given, the features of scientific and pedagogical style are highlighted. In general, Baranova's activity is presented as inheriting and developing the characteristic features of an original scientific and pedagogical school that has developed within our university, which is interpreted outside of it as a «Kon school».

 

Keywords: Irina Baranova, Jozef Kon, Scientific and Pedagogical School, Kon School, Petrozavodsk Conservatoire

 

Е. А. Соболева

О современной музыке в парадигме XXI века (интервью с доктором искусствоведения Владиславом Петровым) | 47-63

ABOUT MODERN MUSIC IN THE PARADIGM OF THE XXI CENTURY (INTERVIEW WITH DOCTOR OF ART CRITICISM VLADISLAV PETROV)

 

Аннотация: Данный материал представляет собой интервью с астраханским музыковедом В. О. Петровым, научный интерес которого связан с исследованием музыкального искусства ХХ века. В вопросах, заданных в беседе, были подняты проблемы понятия «современная музыка», синтеза искусств в рамках глобализации и культуры потребления, возникновения эстетики нового типа, в которой красота выражена не в форме и средствах выразительности, а в концепте или идее. Также обсуждался вопрос о сужении круга понимания в тандеме «художник – ценитель», связанного со сложностью и углублением индивидуализации музыкального выражения; рассматривалась перспектива укореняющегося влияния IT-технологий на музыкальное искусство, особенно искусственного интеллекта, как фактора возможной конкуренции между человеком и компьютерной программой в создании не только музыки, но и искусства вообще.

 

Ключевые слова: музыкальное искусство, ХХ–ХХI век, композитор, время, музыкальный язык, синтез искусств, современная музыка, искусство, акционизм, современность

 

Abstract: The article is devoted to an interview with Astrakhan musicologist V. O. Petrov, whose scientific interest deals with the study of the musical art of the twentieth century. In the conversation V. O. Petrov expanded on the following issues: the problems of the concept of "modern music", the synthesis of arts within the framework of globalization and consumer culture, the emergence of a new type of aesthetics in which beauty is expressed not in the form and means of expression, but in a concept or idea. The issue of narrowing the circle of understanding in the "artist-connoisseur" tandem related to the complexity and deepening of the individualization of musical expression was also discussed. The prospect of the rooting influence of IT technologies on musical art, especially artificial intelligence, as a factor of possible competition between a person and a computer program in creating not only music, but also art in general was considered.

 

Keywords: musical art, XX-XXI century, composer, time, music language, synthesis of arts, modern music, art, action art, modernity

 

Дэн Шоухэн

Концертная деятельность Шарля Суалле в контексте развития европейского ориентализма в 1850–1860-е  годы | 64-78

Concert ACTIVITY OF CHARLES SOUALLE IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF EUROPEAN ORIENTALISM IN THE 1850s AND 1860s

 

Аннотация: В статье представлены основные вехи творческой биографии и международной концертной деятельности французского саксофониста Шарля Суалле (1824–1899), прославившегося под псевдонимом Али-Бен-Су-Алле. Артист характеризуется как виртуозный исполнитель, инструментальный мастер, композитор и талантливый маркетолог, тонко чувствующий художественные запросы европейской аудитории. Уловив интерес современников к восточной экзотике, Суалле создал себе имидж
музыканта-востоковеда, окутанный флёром мистики и ориентального шарма.

 

Ключевые слова: Шарль Жан-Батист Суалле, Али-Бен-Су-Алле, саксофон, тюркофон, ориентализм

 

Abstract: The article outlines the creative biography and international concert activity of the French saxophonist Charles Soualle (1824–1899), who became famous under the name Ali-Ben-Sou-Alle. The artist is characterized as a virtuoso performer, instrumental wizard, composer, and talented marketer who is subtly sensitive to the artistic requests of the European audience. Capturing the interest of his contemporaries in oriental exoticism, Sualle created the image for himself of an orientalist musician, shrouded in a flair of mysticism and oriental charm.

 

Keywords: Charles Jean-Baptiste Soualle, Ali-Ben-Sou-Alle, saxophone, turkophone, orientalism

  

Д. А. Володягина

Об особенностях интонационного развития в опере Томаса Адеса «Буря» | 79-93

ABOUT THE FEATURES OF INTONATION DEVELOPMENT IN THOMAS ADES’S OPERA “THE TEMPEST”

 

Аннотация: В фокусе статьи находится опера «Буря» современного британского композитора Томаса Адеса, в 2004 году пополнившая список выдающихся музыкальных воплощений известного шекспировского сюжета. Одновременно с очевидными свежестью и сложностью музыкального языка сочинения, оперный театр «The Tempest» оказывается во многом традиционен в драматическом и композиционном планах. Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды составляют органичное целое, скреплённое приметой поствагнеровской оперы: интонационным сюжетом произведения (термин Н. И. Дегтяревой). В статье показано, что в опере Адеса «Буря» этот сюжет выстраивается с помощью развития и взаимодействия лейткомплексов (основных персонажей и ключевых явлений) и лейтэмблем (основных персонажей и важных топонимов), выявляя симфоничность мышления композитора.

 

Ключевые слова: Томас Адес, интонационный сюжет, опера, Уильям Шекспир, Мередит Оукc

 

Abstract: The article focuses on the opera «The Tempest» by the contemporary British composer Thomas Adès. In 2004 «The Tempest» joined the list of outstanding musical embodiments of the famous Shakespearean plot. Simultaneously with the obvious freshness and complexity of the music language of the composition, the opera theater «The Tempest» turns out to be largely traditional in dramatic and compositional terms. Solo, ensemble and choral episodes form an organic influenced by the post-Wagner opera the intonation plot of the work (the term of N. I. Degtyareva [1]). This study shows that in the opera «The Tempest» by Ades the plot is built through the development and interaction of leitcomplexes (main characters and key phenomena) and leitembles (main characters and important toponyms), revealing the symphonic thinking of the composer.

 

Keywords: Thomas Adès, the intonation plot, opera, William Shakespeare, Meredith Oakes

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru