Музыкальный журнал Европейского Севера № 2(34), 2023 г.
Содержание
Материалы Международной научной конференции «Профессиональная музыка Карелии: история, наследие, интерпретация» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 21 октября 2022 года)
С. Ю. Николаева
Тамара Всеволодовна Краснопольская: собиратель фольклора, учёный-финноугровед | 1-12
А. Ю. Алексеева
Хоровые сочинения Э. Н. Патлаенко начала 1990-х годов: трактовка поэтического первоисточника | 13-27
В. И. Стачинский
О стилистике Первой симфонии Александра Белобородова | 28-37
Т. В. Красковская
Кантата «на случай» в творчестве композиторов Советской Карелии | 38-46
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
Е. Г. Окунева
Кластерная техника – техника поля – микрополифония: композиторские новации Дьёрдя Лигети в теоретическом осмыслении Эркки Салменхаары | 47-64
И. В. Копосова
Техника мелодико-полифонического кластера Пера Хенрика Нурдгрена: в диалоге с Лигети | 65-82
Н. П. Хилько
О теории континуальной эволюционности В. В. Задерацкого | 83-93
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
А. В. Дикоев
Академическая музыка для баяна (аккордеона) композиторов Карелии | 94-120
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
М. В. Козак
Эпитекст как способ продвижения идей и взглядов композитора («НДМ принцип относительной музыки» Авенира де Монфреда) | 121-139
РЕЦЕНЗИЯ
Л. В. Бражник
Прошлое, настоящее, будущее удмуртской музыкальной фольклористики (рецензия на монографию И. М. Нуриевой «Удмуртская музыкальная фольклористика. Страницы истории», Ижевск, 2021) | 140-144
ПОДРОБНЕЕ
С. Ю. Николаева Тамара Всеволодовна Краснопольская: собиратель фольклора, учёный-финноугровед | 1-12 TAMARA V. KRASNOPOLSKAYA: SPECIALIST IN FOLKLORE, FINNO-UGRIC SCHOLAR |
Аннотация: В данной статье автор рассматривает многогранную деятельность одного из крупнейших финноугроведов России – Т. В. Краснопольской, стоявшей у истоков создания этномузыкологической школы Карелии. Подробно освещена история собирания фольклорно-этнографических материалов на территории Карелии, которое было инициировано и организовано Краснопольской. Выделены ведущие аспекты её научной работы, заложившей основы для дальнейшего изучения музыкально-фольклорных традиций Карелии и Северо-Запада России.
Ключевые слова: финноугроведение, собирание фольклорно-этнографических материалов, сборники народных песен, карельские причитания, межэтнические связи, междисциплинарные исследования
Abstract: In the article, the author examines the multifaceted activities of one of the largest Finno-Ugric scholars of Russia – T. V. Krasnopolskaya, who stood at the origins of the creation of the ethnomusicological school of Karelia. The history of collecting folklore and ethnographic materials on the territory of Karelia, which was initiated and organized by Krasnopolskaya, is covered in detail. The leading aspects of her scientific work, which laid the foundation for further study of the musical and folklore traditions of Karelia and the Northwest of Russia, are highlighted.
Keywords: Finno-Ugric studies, collecting folklore and ethnographic materials, collections of folk songs, Karelian lamentations, interethnic relations, interdisciplinary research
А. Ю. Алексеева Хоровые сочинения Э. Н. Патлаенко начала 1990-х годов: трактовка поэтического первоисточника | 13-27 CHORAL COMPOSITIONS BY E. N. PATLAENKO IN THE EARLY 1990s: INTERPRETATION OF THE POETIC PRIMARY SOURCE |
Аннотация: В статье рассматриваются два хоровых опуса – Концерт № 1 и ода «Бог» для смешанного хора без сопровождения – крупного карельского автора Эдуарда Николаевича Патлаенко, созданных в начале 1990-х годов. Произведения композитора анализируются с точки зрения работы с избранными поэтическими текстами, формообразования и хорового письма. Автор статьи делает вывод о стилевых чертах, общих для избранных сочинений, а также для хорового творчества Патлаенко в целом.
Ключевые слова: Эдуард Патлаенко, ода «Бог», Концерт № 1 для хора a cappella, континуальная форма, стихотворение, Александр Пушкин, Артюр Рембо, Гаврила Державин
Abstract: The article discusses two choral opuses – Concerto No. 1 and ode “Lord” for a cappella choir – created in the early 1990s by the major Karelian author Eduard Nikolaevich Patlaenko. The composer's works are analyzed from the point of view of working with selected poetic texts, forming and choral writing. The author of the article concludes with the stylistic features common to the selected compositions as well as to Patlaenko's choral creativity in general.
Keywords: Eduard Patlaenko, ode “Lord”, Concerto No. 1 for a cappella choir, continual form, poem, Alexander Pushkin, Arthur Rimbaud, Gavrila Derzhavin
В. И. Стачинский О стилистике Первой симфонии Александра Белобородова | 28-37 ABOUT THE STYLE OF THE FIRST SYMPHONY BY ALEXANDER BELOBORODOV |
Аннотация: Статья посвящена стилистическим особенностям симфонического творчества Александра Белобородова. Обращение композитора в Первой симфонии к карело-финскому фольклору несёт в себе бережное отношение к этническим традициям и влияет на способ взаимодействия с музыкальным материалом при помощи напевности и вариативности. Напевность предполагает линеарность, протяжность, а вариативность – изменение мелодического и фактурного изложения при сохранении интонационной основы. Обобщённый образ свободы национального духа, выраженный в протяжной кантилене, убедительно демонстрирует гуманистическую направленность художественного замысла автора, задаёт эмоциональную атмосферу, родственную ощущениям широты эпического пространства «Калевалы».
Ключевые слова: образы «Калевалы», творчество финно-угорских народов, симфонии Александра Белобородова, композиторский стиль, драматургия симфонического развития, композиторы Карелии
Abstract: The article is devoted to the stylistic features of symphonic works by Alexander Beloborodov. The composer's reference to the Karelian-Finnish folklore in the First Symphony shows a careful attitude to ethnic traditions and influences the way of interacting with musical material with the help of melodiousness and variability. Melodiousness implies linearity, length, and variability - a change in melodic and textural presentation while maintaining the intonational basis. The generalized image of the freedom of the national spirit, expressed in a drawn-out cantilena, convincingly demonstrates the humanistic orientation of the author's artistic intention, sets an emotional atmosphere akin to the sensations of the breadth of the Kalevala epic space.
Keywords: images of the “Kalevala”, creativity of the Finno-Ugric peoples, symphonies of Alexander Beloborodov, composer's style, dramaturgy of symphonic development, composers of Karelia
Т. В. Красковская Кантата «на случай» в творчестве композиторов Советской Карелии | 38-46 INCIDENTAL CANTATA IN THE WORKS OF COMPOSERS OF SOVIET KARELIA |
Аннотация: Статья посвящена жанру кантаты «на случай» в творчестве Карла Раутио и Гельмера Синисало. Анализ комплекса музыкально-выразительных средств кантат «Под знаменем партии» и «Мой свет и отрада» Г. Синисало позволил сделать вывод о том, что кантатно-ораториальный жанр советской эпохи характеризуется не только нормативами «большого стиля», но и историческими традициями жанра русской кантаты.
Ключевые слова: профессиональная музыка Советской Карелии, Гельмер Синисало, Карл Раутио, кантата «на случай»
Abstract: The article is devoted to the genre of an incidental cantata in the works of Karl Rautio and Helmer Sinisalo. The analysis of the complex of musical and expressive means of the cantatas “Under the Banner of the Party” and “My Light and Joy” by G. Sinisalo allowed us to conclude that the cantata-oratorio genre of the Soviet era is characterized not only by the standards of the “great style”, but also by the historical traditions of the genre of the Russian cantata.
Keywords: Professional music of Karelia, Helmer Sinisalo, Karl Rautio, incidental cantata.
Е. Г. Окунева Кластерная техника – техника поля – микрополифония: композиторские новации Дьёрдя Лигети в теоретическом осмыслении Эркки Салменхаары | 47-64 CLUSTER TECHNIQUE – FIELD TECHNIQUE – MICROPOLYPHONY: GYÖRGY LIGETI’S COMPOSITIONAL INNOVATIONS IN THEORETICAL UNDERSTANDING OF ERKKI SALMENHAARA |
Аннотация: В 1960-е годы Лигети разработал технику статической сонорной композиции, известную также как микрополифония. Первое её теоретическое осмысление принадлежало финскому исследователю и композитору Эркки Салменхааре, который в 1969 году опубликовал книгу «Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmospheres, Aventures und Requiem von György Ligeti». В данном труде была предпринята типологизация композиторских техник в рамках сонорики. Исходя из свойств используемого музыкального материала, Салменхаара дифференцировал в творчестве Лигети кластерную технику, технику поля и микрополифонию. Автор данной статьи рассматривает специфику каждого метода композиции, выявляя их сходство и отличие, а также предлагает новую интерпретацию соотношения техники поля и микрополифонии, отличную от представленной в исследовании Салменхаары. В конце статьи делается вывод о продуктивности исследовательского подхода к сонорике через анализ свойств музыкального материала.
Ключевые слова: Дьёрдь Лигети, Эркки Салменхаара, «Атмосферы», «Видения», Реквием, кластерная техника, техника поля, микрополифония
Abstract: In the 1960s, Ligeti developed a technique of static sonor composition, also known as micropolyphony. Its first theoretical understanding belonged to the Finnish musicologist and composer Erkki Salmenhaara, who published the book “Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmospheres, Aventures und Requiem von György Ligeti” in 1969. In this study, a typology of Ligeti’s technique was proposed. Based on the properties of the musical material used, Salmenhaara differentiated cluster technique, field technique and micropolyphony in Ligeti’s oeuvre. The author of this article examines the specifics of each composition method, revealing their similarities and differences, and offers a new interpretation of the relationship between the field technique and micropolyphony, which differs from the one presented in Salmenhaara’s study. At the end of the article, a conclusion is drawn about the productivity of the research approach to sonorics through the analysis of the properties of musical material.
Keywords: György Ligeti, Erkki Salmenhaara, “Atmospheres”, “Apparitions”, Requiem, cluster technique, field technique, micropolyphony
И. В. Копосова Техника мелодико-полифонического кластера Пера Хенрика Нурдгрена: в диалоге с Лигети | 65-82 MELODIC-POLYPHONIC CLUSTER TECHNIQUE BY HENRIK NORDGREN: IN DIALOGUE WITH LIGETI |
Аннотация: Статья посвящена одному из индивидуальных вариантов сонорики – технике мелодико-полифонического кластера, которая сформировалась в музыке Пера Хенрика Нурдгрена (1944–2008). Время её систематической разработки было недолгим, охватив период с 1965 года до начала 1970-х, однако опыт финского композитора вызывает исследовательский интерес. Его техника сложилась под влиянием творчества Дьёрдя Лигети и в этом аспекте ещё не изучалась. Особенности данной техники показаны в статье на примере «Euphonie» ор. 5 для оркестра, одного из наиболее значительных сочинений тех лет. Выводы о характере рецепции Нурдгреном музыки Лигети делаются на основе анализа особенностей оркестрового письма, типов звуковых единиц и способов фактурной организации, используемых в разных частях сочинения.
Ключевые слова: сонорная техника, техника мелодико-полифонического кластера, Дьёрдь Лигети, Пер Хенрик Нурдгрен, «Euphonie» ор. 5
Abstract: The article is devoted to an individual version of the sonor technique – the technique of melodic-polyphonic cluster, which was formed in the music of Pehr Henrik Nordgren (1944–2008). The time of its systematic development was short and covered the period from 1965 to the early 1970s, but the experience of the Finnish composer is of research interest. Nordgren's technique was formed under the influence of Gyorgy Ligeti's oeuvre and has not been studied in this aspect. In the article, the features of this technique are shown by the example of “Euphonie” Op. 5 for orchestra, one of the most significant compositions of those years. Conclusions about the nature of Nordgren's reception of Ligeti's music are drawn on the basis of an analysis of the features of orchestral writing, types of sound units and methods of textural organization used in different parts of the composition.
Keywords: sonor technique, melodic-polyphonic cluster technique, Gyorgy Ligeti, Pehr Henrik Nordgren, “Euphonie” Op. 5
Н. П. Хилько О теории континуальной эволюционности В. В. Задерацкого | 83-93 THE THEORY OF CONTINUAL EVOLUTIONISM BY V. V. ZADERATSKY |
Аннотация: Изменение картины мира в ХХ столетии привело к переформатированию системы художественной выразительности. Обновился грамматический регламент, усложнились и умножились временные и пространственные отношения. Всё это обусловило ревизию традиционных принципов формообразования и поиск новых способов создания художественной целостности. Одним из них стал принцип континуальной эволюционности, основанный на постоянных «скользящих» изменениях интонационных ячеек, особым образом реализующий дихотомию тождества и контраста. Теоретическую разработку этого феномена начал В. В. Задерацкий. Исследователь предложил классификацию типов континуального формообразования, обосновал синтаксические закономерности, сформировал понятийный аппарат. Актуальность теории Задерацкого подтверждается широкой областью её применения к разным стилевым явлениям.
Ключевые слова: В. В. Задерацкий, теория континуальной эволюционности, континуально-статичный тип формообразования, континуально-волновой тип формообразования, континуально-контрастный тип формообразования, фазовый синтаксис, кванто-мотивный синтаксис, фаза развёртывания, импульсивно-мотивное образование
Abstract: The change of the worldview in the 20th century led to a reformatting of the system of artistic expression. The grammatical regulations were updated, and temporal and spatial relationships became more complex and multiplied. All this necessitated a revision of traditional principles of form-making and the search for new ways of creating artistic integrity. One of these became the principle of continuous evolutionism, based on constant “sliding” changes of intonational units, implementing the dichotomy of identity and contrast in a particular way. The theoretical development of this phenomenon was initiated by V. V. Zaderatsky. The researcher proposed a classification of types of continuous form-making, substantiated syntactic regularities, and formed a conceptual apparatus. The relevance of Zaderatsky's theory is confirmed by its broad application to various stylistic phenomena.
Keywords: V. V. Zaderatsky, the theory of continual evolutionism, the continual-static type of form-making, the continual-wave type of form-making, the continual-contrast type of form-making, phase syntax, quanta-motivic syntax, unfolding phase, impulsive-motivic formation
А. В. Дикоев Академическая музыка для баяна (аккордеона) композиторов Карелии | 94-120 ACADEMIC MUSIC FOR BAYAN (ACCORDION) BY COMPOSERS OF KARELIA |
Аннотация: В статье представлен обзор академической музыки для баяна (аккордеона), созданной композиторами Республики Карелия. Даётся небольшая историческая справка об академической баянной традиции Карелии, рассматривается история создания сочинений, премьерные исполнения пьес, предлагается систематизация изучаемой музыки. Отмечается значимость вклада композиторов Карелии в баянный репертуар, подчёркивается необходимость публикации ряда сочинений.
Ключевые слова: музыка для баяна, современная музыка, композиторы Карелии, Альбин Репников, Петрозаводская консерватория
Abstract: The article presents an overview of academic music for button accordion (accordion), created by composers of the Republic of Karelia. A small historical note is given on the academic bayan tradition of Karelia, the history of the creation of compositions, premiere performances of plays are considered, and a systematization of the studied music is proposed. The significance of the contribution of the composers of Karelia to the accordion repertoire is noted, the necessity of publishing a number of compositions is emphasized.
Keywords: music for button accordion, contemporary music, composers of Karelia, Albin Repnikov, Petrozavodsk Conservatoire
М. В. Козак Эпитекст как способ продвижения идей и взглядов композитора («НДМ принцип относительной музыки» Авенира де Монфреда) | 121-139 EPITEXT AS A WAY OF PROMOTING IDEAS AND VIEWS OF THE COMPOSER (NDM PRINCIPLE OF RELATIVE MUSIC BY AVENIR H. DE MONFRED) |
Аннотация: В статье содержится анализ стратегии продвижения книги «Новый диатонический модальный принцип относительной музыки» (Нью-Йорк, 1970) – главного теоретического труда Авенира Генриховича де Монфреда (1903–1974), в котором подробно описана техника НДМ принципа и изложены взгляды композитора на эволюцию музыкальной композиции. Книга готовилась к публикации на протяжении почти двух десятилетий и за это время была многократно анонсирована в прессе самим композитором и рецензентами статей о премьерах сочинений де Монфреда. В 1971 году после публикации книги вышло две англоязычных рецензии с противоположным композиторской стратегии восприятием НДМ принципа.
Ключевые слова: Авенир Генрихович де Монфред, «Новый диатонический принцип относительной музыки», эпитекст, Иосиф Самуйлович Яссер, EMCA, полимодальность, опциональная нотация
Abstract: The article contains an analysis of the promotion strategy of the book “The New Diatonic Modal Principle of Relative Music” by Avenir H. de Monfred (New York, 1970) – the main theoretical work (1903–1974) which describes in detail the technique of the NDM principle and outlines the composer's views on the evolution of musical composition. The book had been preparing for publication for almost two decades and during this time had been repeatedly announced in the press by the composer himself and reviewers of articles about the premieres of de Monfred's works. In 1971, after the publication of the book, two English-language reviews were published with the perception of the NDM principle opposite to the composer's strategy.
Keywords: Avenir H. de Monfred, “The New diatonic principle of relative music”, epitext, Joseph Yasser, EMCA, polymodality, optional notation
Л. В. Бражник Прошлое, настоящее, будущее удмуртской музыкальной фольклористики (рецензия на монографию И. М. Нуриевой «Удмуртская музыкальная фольклористика. Страницы истории», Ижевск, 2021) | 140-144 PAST, PRESENT, FUTURE OF UDMURT MUSICAL FOLKLORISTICS (REVIEW OF I. M. NURIEVA’S MONOGRAPH UDMURT MUSICAL FOLKLORISTICS. PAGES OF HISTORY, Izhevsk, 2021) |
Аннотация: В рецензии на монографию И. М. Нуриевой «Удмуртская музыкальная фольклористика. Страницы истории» (Ижевск, 2021) даётся критический анализ работы, характеризуется актуальность труда, оцениваются методологические подходы автора к изучению процессов становления и развития удмуртского этномузыковедения.
Ключевые слова: удмуртский музыкальный фольклор, история удмуртского этномузыковедения, архивные материалы
Abstract: Review of the monograph by I. M. Nurieva “Udmurt musical folkloristics. Pages of History” (Izhevsk, 2021) provides a critical analysis of the work, characterizes the relevance of the work, evaluates the author's methodological approaches to the study of the processes of formation and development of Udmurt ethnomusicology.
Keywords: Udmurt musical folklore, history of Udmurt ethnomusicology, archival materials