Музыкальный журнал Европейского Севера № 2(30), 2022 г.

 

 

Содержание

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Т. А. Горячева, Е. Г. Штенникова
Феномен Бетховена в реалиях постмодерна: послесловие к юбилею | 1-16

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Е. Г. Окунева, А. А. Слепцова
«Facing Goya» Майкла Наймана: о жанровой специфике оперы идей | 17-39

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

И. В. Копосова, А. А. Витоль
Трактовка национальной темы в хоровом творчестве Петериса Васкса (на примере «Mate Saule» и «Zīles Ziņa») | 40-59

 

Д. Д. Любимов, А. Е. Кром
«Сцена безумия» в опере: проблемы дефиниции | 60-74

 

Н. П. Иванова
Музыкальные особенности проводного напева и прощальных песен удмуртов бассейна реки Вала | 75-87

 

В. Г. Болдырева
След «весёлых людей» в русской песенной традиции Удмуртии | 88-103

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Великанова, Д. И. Воронин
«Русский язык как иностранный в изучении гуманитарных дисциплин: философия»: учебное пособие для иностранных студентов творческого вуза | 104-112

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

И. Б. Семакова
Вепсский народный хор и его создатель В. И. Кононов (1936–1944 гг.) | 113-138

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Т. А. Горячева, Е. Г. Штенникова

Феномен Бетховена в реалиях постмодерна: послесловие к юбилею | 1–16

THE PHENOMENON OF BEETHOVEN IN POSTMODERN REALITIES: AFTERWORD TO THE ANNIVERSARY

 

Аннотация: Статья рассматривает изменения исторического понимания содержания творчества Бетховена, произошедшие в массовом сознании слушателей ХХI века. Характеризуются «новые» феномены Бетховена, сформированные культурой общества потребления. Демонстрируется связь этих феноменов с ценностными, этическими и эстетическими принципами, характерными для конкретных социокультурных групп и эстетики постмодернизма.

 

Ключевые слова: неклассическая философия; массовая музыка; музыкальная эстетика; Бетховен, феномен массового сознания

 

Abstract: The article examines the changes in the historical understanding of the content of Beethoven's oeuvre that took place in the mass consciousness of the 21st century listeners. The new phenomena of Beethoven shaped by the culture of the consumerist society are defined. The connection of these phenomena with the value-based, ethical and aesthetic principles typical of specific socio-cultural groups and postmodernism aesthetics is demonstrated.

 

Keywords: non-classical philosophy, mainstream music, musical aesthetics, Beethoven, phenomenon of mass consciousness

 

 

Е. Г. Окунева, А. А. Слепцова

«Facing Goya» Майкла Наймана: о жанровой специфике оперы идей | 17-39

FACING GOYA BY MICHAEL NYMAN: THE GENRE SPECIFICS OF THE OPERA OF IDEAS

 

Аннотация: В статье раскрываются жанровые особенности оперы Майкла Наймана «Встреча с Гойей» (2000). Авторы изучают содержательную сторону сочинения, его композиционную структуру, музыкальный язык и драматургию, специфику образной трактовки действующих лиц, взаимоотношение текста и музыки и т. п. На основании проведённого анализа делается вывод о формировании в творчестве Наймана особой жанровой модели – оперы идей, признаками которой становятся нетрадиционная для академического музыкального театра тематика, отражающая проблемы современности, ослабление сюжетной повествовательности, событийности, концептуализация художественного пространства, стремление к деперсонализации, отказ от сольных номеров, новое взаимоотношение текста и музыки, частично основанное на их смысловом разрыве.

 

Ключевые слова: современная музыка, Майкл Найман, «Встреча с Гойей», музыкальный театр, опера идей, постминимализм

 

Abstract: The article reveals the genre features of Michael Nyman’s opera Facing Goya (2000). The authors study the content of the work, its compositional structure, musical language and dramaturgy, the specifics of the figurative interpretation of the characters, the relationship of text and music, etc. Based on the analysis carried out by the authors the conclusion is made about the formation of a unique genre model in Nyman’s oeuvre – an opera of ideas, that features unconventional themes for academic musical theatre that reflect the problems of modernity, the weakening of the plot narrative, eventfulness, the conceptualization of artistic space, the desire for depersonalization, the rejection of solo performances, a new relationship between text and music partially based on their semantic gap.

 

Keywords: contemporary music, Michael Nyman, Facing Goya, music theatre, opera of ideas, postminimalism

 

 

И. В. Копосова, А. А. Витоль

Трактовка национальной темы в хоровом творчестве Петериса Васкса (на примере «Mate Saule» и «Zīles Ziņa») | 40-59

INTERPRETATION OF THE ETHNIC THEME IN THE CHORAL WORKS OF PĒTERIS VASKS (THROUGH THE EXAMPLE OF MATE SAULE AND ZĪLES ZIŅA)

 

Аннотация: В творчестве ведущего современного автора Петериса Васкса хоровая музыка занимает важное место. В своих сочинениях для хора композитор соединил национальные традиции и возможности современных композиторских техник, в первую очередь, сонорики и алеаторики. Этот союз ярче всего представлен в сочинениях 1970-х – начала 1980-х. Два из них – «Mate saule» на стихи Яниса Петерса и «Zīles ziņa» на стихи Улдиса Берзиньша – анализируются в статье с позиций воплощения национальной темы, значимой для композитора. В процессе анализа показаны принципы работы с поэтическим текстом, выделены композиционные и драматургические особенности каждого хора, обозначены особенности тематизма и приёмов работы с ним, охарактеризована трактовка сонорных и алеаторных приёмов. Соотнесение основных мотивов стиха и комплекса музыкально-выразительных средств, используемых в каждом хоре, позволило сделать вывод, что национальная тема трактуется по-разному – в идиллическом («Māte saule») и в драматическом («Zīles ziņa») ключе.

 

Ключевые слова: Петерис Васкс, Янис Петерс, Улдис Берзиньш, «Mate saule», «Zīles ziņa», хоровое письмо, сонорика, алеаторика

 

Abstract: Choral music is an integral part of the works of the leading contemporary composer Pēteris Vasks. In his choral compositions he combined the national traditions and resources of the modern composing techniques, most particularly, sonorism and aleatoric music. This union is most accurately represented in the compositions of the 1970s-early 1980s. The article studies two of those – Mate saule to a poem by Jānis Peters and Zīles ziņa to a poem by Uldis Bērziņš – with regard to the implementation of the ethnic theme crucial to the composer. The analysis presents the approach to work with a poetic text, highlights the compositional and dramaturgic aspects of each choir, specifies the aspects of thematic material and methods of work with thereof, and defines the interpretation of sonorant and aleatoric techniques. The matching of the main motifs of a poem and a set of musical and expressive means used in each choir allowed to conclude that the ethnic theme is interpreted in various ways – in an idyllic (Māte saule) and a dramatic (Zīles ziņa) sense.

 

Keywords: Pēteris Vasks, Jānis Peters, Uldis Bērziņš, Mate saule, Zīles ziņa, choral writing, sonorism, aleatoric music

 

 

Д. В. Любимов, А. Е. Кром

«Сцена безумия» в опере: проблемы дефиниции | 60-74

“MAD SCENE” IN OPERA: DEFINITION ISSUES

 

Аннотация: Сцены оперного безумия (сумасшествия) в европейском музыкознании давно стали предметом научной рефлексии. Этому феномену посвящены десятки публикаций как музыковедов, так и учёных других специальностей (культурологов, философов, психиатров). Иная картина наблюдается в отечественном музыковедении, где тема оперного сумасшествия имеет статус «terra incognita». Особенностью зарубежных работ является ограниченная терминологическая база. Между тем, содержащиеся в них выводы не универсальны, а применимы к конкретным историческим эпохам и национальным традициям, в частности, к итальянским операм первой половины XIX века. Из-за сложности построения типологии безумия по «музыкальному признаку», учёные концентрируют внимание на изучении вербальных источников, то есть текстов либретто.

 

Ключевые слова: опера, сцена безумия, терминология, А. А. Гозенпуд, С. А. Виллиер, Д. Андерсон, Э. Шмирер, Н. Мацумото, Э. Хузер, З. Дёринг

 

Abstract: Operatic mad scenes in European musicology have long been the subject of scientific reflection. Dozens of publications by both musicologists and scientists of other specialties (culturologists, philosophers, psychiatrists) are devoted to this phenomenon. A different picture is observed in Russian musicology, where the theme of opera madness qualified as terra incognita. A limited terminology base is a peculiarity of foreign works. Meanwhile, their conclusions are not universal, but are applicable to specific historical epochs and national traditions, in particular, to Italian operas of the first half of the 19th century. Due to the complexity of constructing a music-based typology of insanity, scientists focus on the study of verbal sources, namely, the texts of the libretto.

 

Keywords: opera, mad scene, terminology, A. A. Gozenpoud, S. A. Willier, J. Anderson, E. Schmierer, N. Matsumoto, E. Huser, S. Döhring

 

 

Н. П. Иванова

Музыкальные особенности проводного напева и прощальных песен удмуртов бассейна реки Вала | 75-87

MUSICAL FEATURES OF THE FAREWELL TUNE AND SEND-OFF SONGS OF THE VALA RIVER BASIN UDMURTS

 

Аннотация: Данная работа посвящена изучению удмуртского свадебного напева ныл келян гур и жалобной песни невесты, которые звучат в момент прощания девушки с родным домом и являются необходимым компонентом обряда проводов невесты. Структурно-типологический анализ поэтических текстов проводных/прощальных напевов, уровня ритмической организации, мелодической композиции и звуковысотного строения свидетельствует об их принадлежности к достаточно позднему стилевому пласту удмуртского музыкального фольклора.

 

Ключевые слова: Удмуртская свадьба, проводные/прощальные песни, структурно-типологический анализ, музыкальная стилистика

 

Abstract: This article is devoted to the study of the Udmurt wedding tune nyl kelyan gur and the bridal lament that are performed at the moment of the girl's farewell to her own home and are an essential component of the bride's farewell ceremony. The structural and typological analysis of poetic texts of farewell/send-off tunes, the level of rhythmic organization, melodic composition and pitch structure indicates that they belong to a later stylistic layer of Udmurt musical folklore.

 

Keywords: Udmurt wedding, the farewell/send-off songs, structural and typological analysis, musical stylistics

 

 

В. Г. Болдырева

След «весёлых людей» в русской песенной традиции Удмуртии | 88-103

A TRACE OF THE MERRY MEN IN THE RUSSIAN SONG TRADITION OF UDMURTIA

 

Аннотация: В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения связи творчества «весёлых людей» с пластом русского фольклора Удмуртии, восходящего к сфере народной смеховой культуры. Материалы, полученные в результате фольклорно-этнографических экспедиций, позволяют говорить не только о сохранившихся реликтах скоморошьего репертуара, но и о проникновении особых смеховых приёмов, выработанных бродячими актёрами, в русскую песенную традицию позднего формирования. В статье также рассмотрены вопросы межэтнического характера, касающиеся русско-удмуртских связей.

 

Ключевые слова: скоморохи, смеховая культура, Удмуртия, плясовые песни, небылицы, сольная традиция

 

Abstract: The present article attempts to consider the connection of the creative work of merry men with the layer of Russian folklore of Udmurtia, which goes back to the culture of folk humor. The materials acquired as a result of folklore-ethnographic expeditions suggest not only the preserved relics of skomorokh repertoire but also the penetration of special laughter techniques developed by strolling players into the Russian song tradition of late formation. The article also discusses the issues of interethnic nature concerning Russian-Udmurt relations.

 

Keywords: skomorokhi, laughter culture, Udmurtia, dance songs, tall tales, solo tradition

 

 

Е. А. Великанова, Д. И. Воронин

«Русский язык как иностранный в изучении гуманитарных дисциплин: философия»: учебное пособие для иностранных студентов творческого вуза | 104-112

«RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE STUDY OF THE HUMANITIES: PHILOSOPHY»: A TEXTBOOK FOR FOREIGN STUDENTS IN INSTITUTIONS OF HIGHER ARTS EDUCATION

 

Аннотация: В данной статье представлен опыт разработки учебного пособия по философии, ориентированного на иностранных обучающихся, преподавателями Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. Специфика пособия «Русский язык как иностранный в изучении гуманитарных дисциплин: философия» (авторы Е. А. Великанова, Д. И. Воронин) состоит в адаптации базового вузовского курса философии к потребностям иностранных обучающихся не языкового, а именно музыкального профиля. Пособие предназначено для организации аудиторной и самостоятельной работы, содержит материалы для чтения, дискуссионные вопросы, письменные задания и средства контроля.

 

Ключевые слова: русский язык как иностранный, философия, иностранные студенты, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

 

Abstract: This article presents the experience of the development of a philosophy textbook by the teachers of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire that is focused on foreign students. The specifics of the textbook Russian as a Foreign Language in the Study of the Humanities: Philosophy (by E. A. Velikanova, D. I. Voronin) consists in adapting the basic university course on philosophy to the needs of foreign students of a non-linguistic, namely, musical profile. The textbook is intended for classroom and individual work, contains reading materials, discussion questions, written assignments, and control tools.

 

Keywords: Russian as a foreign language, philosophy, foreign students, Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire

 

 

И. Б. Семакова

Вепсский народный хор и его создатель В. И. Кононов (1936–1944 гг.) | 113-138

VEPS FOLK CHOIR AND ITS CREATOR V. I. KONONOV (1936–1944)

 

Аннотация: В статье на основе вновь выявленных документальных материалов и анализа песен из раннего репертуара Вепсского народного хора описана история певческого колхозного коллектива в период осени 1936 года, времени его создания, по 28 июня 1944 года – даты освобождения Шелтозерского района Автономной Карельской Советской Социалистической Республики (АКССР) от финской оккупации.

 

Ключевые слова: вепсы, вепсский язык, Вепсский народный хор, В. И. Кононов, А. Соннинен

 

Abstract: Based on newly identified documents and analysis of songs from the early repertoire of the Veps Folk Choir, the article describes the history of the farm singing collective during the autumn of 1936, the time of its creation, until June 28, 1944 – the date of the liberation of the Sheltozersky district of the Autonomous Karelian Soviet Socialist Republic (AKSSR) from the Finnish occupation.

 

Keywords: Veps, the Veps language, Veps Folk Choir, V. I. Kononov, A. Sonninen

 

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru