Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(29), 2022 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

В. И. Нилова
Фридрих Пасиус и его «Неоконченная» симфония» | 1-23

 

Е. Г. Окунева
Между свободой и дисциплиной: аспекты сериальной техники в «Молотке без мастера» Пьера Булеза | 24-49

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Н. В. Поздеев, Т. С. Екименко
Рецепция поэмы «Гондла» Николая Гумилёва в Сонате № 4 для баяна Кирилла Волкова | 50-69

 

Д. В. Любимов, А. Е. Кром
«Арагонская хота» М. И. Глинки в интерпретации М. М. Фокина и И. А. Моисеева | 70-78

 

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

И. И. Созинова
Бретонские песни Франсиса Пуленка: попытка расширения традиционного карнавального мира | 79-95

 

Е. С. Таникова
Окопные и рекрутские песни мари и их инструментальные версии (опыт реконструкции) | 96-111

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Великанова, М. А. Рудина
«Я учусь в Петрозаводской консерватории»: учебное пособие по русскому языку как инструмент адаптации иностранных студентов | 112-120

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

В. И. Нилова

Фридрих Пасиус и его «Неоконченная» симфония» | 1–23

FREDRIK PACIUS AND HIS “UNFINISHED” SYMPHONY

 

Аннотация: В статье характеризуется вклад уроженца Германии Фридриха Пасиуса в развитие музыкальной культуры Финляндии XIX века и его первый и единственный опыт в жанре симфонии.

 

Ключевые слова: Пасиус, Финляндия, «отец финской музыки», романтизм, симфония

 

Abstract: The article describes the contribution of Fredrik Pacius, a native of Germany, to the development of the musical culture of Finland in the 19th century and his first and only endeavour in the genre of symphony.

 

Keywords: Pacius, Finland, “the father of Finnish music”, romanticism, symphony

 

 

Е. Г. Окунева

Между свободой и дисциплиной: аспекты сериальной техники в «Молотке без мастера» Пьера Булеза | 24-49

BETWEEN FREEDOM AND DISCIPLINE: SERIAL TECHNIQUE ASPECTS IN LE MARTEAU SANS MAÎTRE BY PIERRE BOULEZ

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития сериальной техники в творчестве Пьера Булеза первой половины 1950-х годов. В опоре на теоретические работы композитора выявляются четыре метода производства серийного материала, балансирующие между строгостью системы и «свободной волей» и определяемые понятиями «поле действия» и «пуантилистическая встреча». Принципы разных видов техники демонстрируются на примере вокального цикла «Молоток без мастера». Автор статьи также раскрывает, каким видится Булезу решение дилеммы организации и композиции в сериальной музыке.

 

Ключевые слова: музыка ХХ века, Пьер Булез, «Молоток без мастера», сериальная техника, техника умножения высот, ритмические ячейки, ряды длительностей

 

Abstract: The article deals with the issues of the development of serial technique in the work of Pierre Boulez in the first half of the 1950s. Based on the composer’s theoretical writings, four methods of deducing the serial material are identified, which balance between the rigor of the system and “free will” and are defined by the concepts of “field of action” and “pointillist encounter”. The principles of different types of technique are demonstrated through the example of the vocal cycle Le Marteau sans maître. The author of the article also reveals how Boulez sees the solution of the dilemma of organization and composition in serial music.

 

Keywords: music of the 20th century, Pierre Boulez, Le Marteau sans maître, serial technique, pitch multiplication, rhythmic cells, duration rows

 

 

Н. В. Поздеев, Т. С. Екименко

Рецепция поэмы «Гондла» Николая Гумилёва в Сонате № 4 для баяна Кирилла Волкова | 50-69

RECEPTION OF THE POEM “GONDLA” BY NIKOLAI GUMILEV IN SONATA NO. 4 FOR BAYAN BY KIRILL VOLKOV

 

Аннотация: Статья посвящена трактовке поэмы «Гондла» Н. Гумилёва в Сонате No 4 баяна К. Волкова. Авторами охарактеризованы особенности композиторской интерпретации гумилёвского сюжета на основе его «вторичного» воспроизведения в музыке, выявлены рецептивные отношения сочинений. В работе приведён анализ литературного и музыкального сочинений.

 

Ключевые слова: К.Е.Волков, Н.С.Гумилёв, поэма «Гондла», идеи-символы, рецепции, интерпретация

 

Abstract: The article is devoted to the interpretation of the poem Gondla by N. Gumilev in Sonata No. 4 for bayan by Kirill Volkov. The authors define the features of the composer's interpretation of Gumilev's plot on the basis of its secondary reproduction in music, and reveal the receptive connections between the compositions. The paper provides the analysis of literary and musical compositions.

 

Keywords: K. E. Volkov, N. S. Gumilev, the poem Gondla, ideas-symbols, receptions, interpretation

 

 

Д. В. Любимов, А. Е. Кром

«Арагонская хота» М. И. Глинки в интерпретации М. М. Фокина и И. А. Моисеева | 70-78

JOTA ARAGONESA BY M. I. GLINKA IN THE INTERPRETATION BY M. M. FOKINE AND I. A. MOISEYEV

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме «транспозиции» «Арагонской хоты» М. И. Глинки в сферу дансантного искусства. В центре внимания автора – сравнение спектаклей двух выдающихся хореографов, Михаила Фокина и Игоря Моисеева, обратившихся к небалетной музыке русского классика. Представлена история создания спектаклей и освещена проблема сценического воплощения музыкальных образов испанской увертюры Глинки. Рассмотрены следующие вопросы: жанровая специфика двух версий (бессюжетный одноактный балет Фокина, концертный хореографический номер Моисеева), декоративно-художественное оформление спектакля Фокина (костюмы и сценография А. Я. Головина), работа хореографов с музыкальным текстом. В отличие от постановки Фокина, «Арагонская хота» Моисеева имеет купюры (отсутствуют вступительный раздел Grave, разработка Piu mosso и реприза сонатной формы), включает в себя тематический материал другой испанской увертюры Глинки («Воспоминания о летней ночи в Мадриде»). Новая инструментовка выполнена Н. Некрасовым.

 

Ключевые слова: М. И. Глинка, М. М. Фокин, И. А. Моисеев, А. Я. Головин, музыка, симфоническая увертюра «Арагонская хота», балет, бессюжетный балет, хореографический номер

 

Abstract: The article is devoted to the issue of transposition of M. I. Glinka's Jota Aragonesa into the field of dance art. The author focuses on comparing the performances of two outstanding choreographers, Mikhail Fokine and Igor Moiseyev, who turned to the non-ballet music of the Russian classic. The history of creation of the performances is presented and the issue of the stage embodiment of the musical images of Glinka's Spanish overture is highlighted. The following topics are considered: genre specifics of the two versions (Fokine's plotless one-act ballet, Moiseyev's concert dance routine), decorative and artistic design of Fokine's performance (costumes and scenography by A.Y.Golovin), the work of the choreographers with the musical text. Unlike Fokine's performance, Moiseyev's Jota Aragonesa has omissions (there is no introductory Grave section, Piu mosso development and the sonata form reprise), includes the thematic material of another Spanish overture by Glinka (Memories of a Summer Night in Madrid). The new instrumentation is made by N. Nekrasov.

 

Keywords: M. I. Glinka, M. M. Fokine, I. A. Moiseyev, A. Y. Golovin, music, symphonic overture Jota Aragonesa, ballet, plotless ballet, dance routine

 

 

И. И. Созинова

Бретонские песни Франсиса Пуленка: попытка расширения традиционного карнавального мира | 79-95

THE BRETON SONGS BY FRANCIS PULENC: AN ATTEMPT TO EXPAND THE TRADITIONAL CARNIVAL WORLD

 

Аннотация: Статья посвящена изучению специфического типа театрализованной вокальной миниатюры, сложившейся в народно-жанровом направлении вокальной лирики Франсиса Пуленка на примере вокального цикла «Бретонские песни». Автор исследует влияния карнавальной поэтики на формирование театральности в вокальных миниатюрах, опирающихся на топосы карнавальной поэтики – отношение к смерти, тип смеха, функция маски. Немаловажное значение автор уделяет рассмотрению композиторской режиссуры Пуленка в вокальном цикле, проявляющейся на композиционном, жанровом и интонационном уровнях его музыкальной драматургии. В рамках статьи автор рассуждает об истоках формирования карнавальности в вокальном цикле, об игровой и смысловой природе карнавальных жанров – прибаутки и колыбельной и способах их взаимодействия, о феномене юродства как попытки расширения карнавального пространства в вокальном цикле «Бретонские песни».

 

Ключевые слова: карнавальный театр, вокальная миниатюра, топосы карнавала, юродство, прибаутка и колыбельная, композиторская режиссура

 

Abstract: The article is devoted to the study of a specific type of theatrical vocal miniature, which developed in folk music genre of vocal lyrics by Francis Poulenc through the example of the vocal cycle Breton Songs. The author examines the influence of the carnival poetics on the formation of theatricality in vocal miniatures based on the topoi of carnival poetics – the attitude towards death, the type of laughter, the function of the mask. The author attaches great value to the study of Poulenc’s composing direction in the vocal cycle, which manifests itself on the compositional, genre and intonation levels of his musical dramaturgy. In the article the author discusses the origins of carnival formation in the vocal cycle, the game and semantic nature of the carnival genres such as byword and lullaby together with the ways of their interaction, as well as the phenomenon of the foolishness for Christ as an attempt to expand the carnival range in the Breton Songs vocal cycle.

 

Keywords: carnival theater, vocal miniature, carnival topoi, foolishness for Christ, byword and lullaby, composing direction

 

 

Е. С. Таникова

Окопные и рекрутские песни мари и их инструментальные версии (опыт реконструкции) | 96-111

MARI TRENCH AND RECRUITMENT SONGS AND THEIR INSTRUMENTAL VERSIONS (EXPERIENCE OF RECONSTRUCTION)

 

Аннотация: Статья посвящена окопным и рекрутским песням мари – сфере марийской традиционной музыки, сопутствующей воинской службе, их образным характеристикам, практике инструментального музицирования на их основе. Автор анализирует источники начала ХХ века и репрезентирует варианты реконструкции наигрышей с целью их использования в современной исполнительской практике игры на кÿсле – инструменте, сопровождавшем некогда рекрутские и окопные песни в традиции. Анализ приёмов игры, артикуляция, особенности фактуры в процессе возможного инструментального сопровождения пения на кÿсле обусловлены стремлением возродить интерес к этому виду традиционной музыки в кругу исполнителей и исследователей марийского инструментального искусства.

 

Ключевые слова: марийская музыка, традиционные инструменты, песни, опосредованные военной службой, рекрутские песни, народная исполнительская практика, марийские струнные инструменты

 

Abstract: The article is dedicated to the genre of trench and recruitment songs of Mari – a genre of Mari traditional music that accompanies military service, their imaginative features and the practice of instrumental music making. The author analyzes the sources of the early 20th century and represents options of reconstructing tunes for their usage in modern performing practice of playing the kÿsle – an instrument that once accompanied recruitment and trench songs. The analysis of playing techniques, articulation, texture features during optional instrumental accompaniment of singing by kÿsle is an attempt to revive interest in this genre of traditional music among performers and researchers of Mari instrumental music.

 

Keywords: Mari music, traditional instruments, songs about military service, recruitment songs, Mari culture, folk performing practice, Mari string instruments

 

 

Е. А. Великанова, М. А. Рудина

«Я учусь в Петрозаводской консерватории»: учебное пособие по русскому языку как инструмент адаптации иностранных студентов | 112-120

I STUDY AT THE PETROZAVODSK CONSERVATOIRE: RUSSIAN LANGUAGE STUDY GUIDE AS A TOOL FOR FOREIGN STUDENTS’ ADAPTATION

 

Аннотация: В статье поднимаются вопросы специфики преподавания русского языка как иностранного в музыкальном вузе, а также представлен опыт Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова в создании учебного пособия для иностранных студентов «Я учусь в Петрозаводской консерватории» (авторы Е. А. Великанова, М. А. Рудина), которое можно использовать на уроках русского языка с целью адаптации и начального обучения профессиональной лексике.

 

Ключевые слова: русский язык как иностранный, иностранные студенты, адаптация, студенты-музыканты, профессиональная лексика, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

 

Abstract: This article raises the issues of the specifics of teaching Russian as a foreign language at a music university, and also shares the experience of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire in creating a study guide for foreign students “I study at the Petrozavodsk Conservatoire” (authors E. A. Velikanova, M. A. Rudina), which can be used in Russian language lessons for adaptation and professional vocabulary learning during initial training.

 

Keywords: Russian as a foreign language, foreign students, adaptation, students-musicians, professional vocabulary, Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire

 

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru