Музыкальный журнал Европейского Севера № 3(27), 2021 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Т. В. Красковская
Современная карельская музыкальная археология: утраты и обретения | 1-9

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

А. Г. Чупова
Sillabazione scivolata и модульная мелопея: особенности вокального стиля Сальваторе Шаррино и модульная мелопея: особенности вокального стиля Сальваторе Шаррино | 10-31

 

О. В. Канина, Чэнь Байюй
Особенности фортепианной партии в романсах Сергея Ляпунова | 32-47

 

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

Н. А. Горбунова
Морфология журнала «Советская музыка» сталинской эпохи | 48-60

 

Цуй Шо
Творческий путь Брайта Шенга в контексте развития современной китайской музыки | 61-77

 

Сы Ян
Идеи даосизма в творчестве Тан Дуна | 78-90

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

А. Мяркялене
Вклад Альгирдаса Вижинтаса в становление и развитие оркестра народных инструментов Литвы | 91-104

 

РЕЦЕНЗИЯ

Е. А. Дорохова, О. А. Пашина
«Начал я играть, дудочка по-человечьи начала говорить» (Рецензия на: Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Мордовские инструментальные традиции: Музыкально-этнографическое исследование: в 2-х томах. Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета, 2019) | 105-112

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Т. В. Красковская

Современная карельская музыкальная археология: утраты и обретения | 1–9

MODERN KARELIAN MUSIC ARCHEOLOGY: LOSSES AND GAINS

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема применения методологии музыкальной археологии в изучении кантатно-ораториального творчества композиторов Советской Карелии. Представлены результаты работы с такими архивными источниками, как рукопись, беловик, черновик, фрагмент, позволившие сделать ряд открытий в этом направлении. Анализируется процесс создания первой в истории Карелии кантаты, написанной в 1927 году, автор которой – американский финн, композитор Карл Раутио. В результате сравнительного анализа песен американских финнов и музыки гимна Раутио выявлена устойчивость их интонационного слоя. Анализ архивных документов свидетельствует о замысле второй кантаты.

 

Ключевые слова: профессиональная музыка Советской Карелии, музыкальная археология, американские финны, Карл (Калле) Раутио, кантата

 

Abstract: The article deals with the issue of using the methodology of music archeology in the study of cantata-oratorio creative work of the Soviet Karelia composers. The author presents the results of the work with archival sources, namely: a manuscript, a clean copy, a draft, a fragment, which allowed to make a number of discoveries in this direction. The process of creating the first cantata written in Karelia in 1927 by the American Finn, the composer Karl Rautio is analyzed. As a result of the comparative analysis of the songs by American Finns and the music of the Rautio’s anthem, the author reveals the stability of their intonation layer. The analysis of the archival documents indicates the intention to compose a second cantata.

 

Keywords:art music of Soviet Karelia, Music archaeology, American Finns, Karl (Kalle) Rautio, cantata

 

 

А. Г. Чупова

Sillabazione scivolata и модульная мелопея: особенности вокального стиля Сальваторе Шаррино | 10–31

SILLABAZIONE SCIVOLATA AND MODULAR MELOPOEIA: FEATURES VOCAL STYLE OF SALVATORE SCIARRINO

 

Аннотация: На примере опер «Лживый свет моих очей» («Luci mie traditrici») и «От мороза к морозу» («Da gelo a gelo») исследуются основные элементы вокального стиля Сальваторе Шаррино, названного им sillabazione scivolata (скользящая слоговая артикуляция). Особое внимание уделяется модулю, имеющему двухчастную базовую структуру: длинная нота (messa di voce), исполняемая niente-crescendo, и быстро артикулируемый полуречевой «арабеск», уходящий в niente-diminuendo. Автор раскрывает композиторскую стратегию семантической кодификации sillabazione scivolata и разных форм разговорной речи, а также затрагивает вопросы конструирования целого, в основе которого лежит процесс вариантной повторности и трансформации вокальных модулей, образующий в конечном итоге оригинальную модульную мелопею.

 

Ключевые слова: Сальваторе Шаррино, вокальный стиль, sillabazione scivolata, messa di voce, модульные принципы, «Luci mie traditrici», «Da gelo a gelo»

 

Abstract: Through the example of the operas “The Killing Flower” (“Luci mie traditrici”) and “From Frost to New Frost” (“Da gelo a gelo”), the main elements of Salvatore Sciarrino’s vocal style, which he called sillabazione scivolata (a gliding syllable articulation), are examined. Special attention is paid to the module, which has a two-part basic structure: a long note (messa di voce), performed by niente-crescendo, and a rapidly articulated almost spoken arabesque, going into niente-diminuendo. The author clarifies the composer's strategy of semantic codification of sillabazione scivolata and various forms of colloquial speech, and also addresses the issues of constructing the whole, based on the process of variant repetition and transformation of the vocal modules, which eventually forms the original modular melopoeia.

 

Keywords: Salvatore Sciarrino, vocal style, sillabazione scivolata, messa di voce, modular principles, “Luci mie traditrici”, “Da gelo a gelo”

 

 

О. В. Канина, Чэнь Байюй

Особенности фортепианной партии в романсах Сергея Ляпунова | 32–47

FEATURES OF THE PIANO PART IN THE ROMANCES OF SERGEI LYAPUNOV

 

Аннотация: Статья посвящена малоизученной теме – вокальной музыке русского композитора конца XIX – начала XX века С. М. Ляпунова. Рассматриваются особенности разнообразных по функциям фортепианных партий в романсах композитора. Анализ романсов, созданных в период с 1900 по 1919 год, позволяет утверждать, что в это время вокальная музыка занимала значительное место в творчестве С. М. Ляпунова.

 

Ключевые слова: вокальная музыка, русский композитор конца XIX – начала XX веков С. М. Ляпунов, романсы, партия фортепиано

 

Abstract: The article is devoted to the understudied topic of vocal music by the Russian composer of the late 19th – early 20th centuries S. M. Lyapunov. The authors examine the features of the functionally diverse piano parts in the composer's romances. The analysis of the romances created in the period from 1900 to 1919 allows to assert that at that time vocal music had been of key importance in the creative work of Sergei Lyapunov.

 

Keywords: vocal music, Russian composer of the late 19th – early 20th centuries S. M. Lyapunov, romances, piano part

 

 

Н. А. Горбунова

Морфология журнала «Советская музыка» сталинской эпохи | 48–60

MORPHOLOGY OF THE JOURNAL “SOVIET MUSIC” IN THE STALINIST ERA

 

Аннотация: В статье описана типология, представлен анализ структуры и проблемно-тематического комплекса единственного отечественного специализированного музыкального журнала «Советская музыка» (в современной России выходит под названием «Музыкальная академия») периода 1933–1953 годов. В содержании издания выявлены общие принципы, характерные для советской печати, такие как бдительность, партийность, массовость, ритуальность, патриотичность; все они являлись маркерами социалистического реализма и использовались при конструировании «большого советского стиля» в искусстве.

 

Ключевые слова: журнал «Советская музыка», советский музыкальный журнал, социалистический реализм в музыке, история советской музыки сталинской эпохи

 

Abstract: The article describes typology, structure analysis and problem-thematic complex of the only Russian specialized music journal “Soviet Music” during the period of 1933–1953 (in modern Russia it is published under the name “Music Academy”). The content of the publication reveals the general principles, which were specific to the Soviet press, such as bditel’nost’ (vigilance), partiynost’ (partizanship), massovost’ (mass character), ritualism, and patriotism; all of them were markers of socialist realism and were used in the formation of the “Soviet grand style” in art.

 

Keywords: “Soviet Music” journal, Soviet music magazine, socialist realism in music, history of Soviet music of the Stalin era

 

 

Цуй Шо

Творческий путь Брайта Шенга в контексте развития современной китайской музыки | 61–77

BRIGHT SHENG'S CREATIVE CAREER IN THE CONTEXT OF MODERN CHINESE MUSIC DEVELOPMENT

 

Аннотация: Автор размышляет о творчестве китайского композитора Брайта Шенга, чьё становление испытало на себе непосредственное влияние китайской истории, в том числе эпохи культурной революции. Исследуется процесс освоения китайским композитором стилистики современной европейской музыки, рассматриваются проблема поиска Шенгом индивидуального авторского стиля и сочетание в его творчестве основ китайской национальной идентичности с европейской техникой композиции.

 

Ключевые слова: Брайт Шенг, Китай, композитор, культура, традиции, произведение

 

Abstract: The author reflects on the work of the Chinese composer Bright Sheng, whose creative development was directly influenced by Chinese history, including the era of the Cultural Revolution. The process of mastering the stylistics of modern European music by the Chinese composer is explored, the issue of Sheng's search for an individual author's style and the combination of the foundations of the Chinese national identity with the European technique of composition in his work are considered.

 

Keywords: Bright Sheng, China, composer, culture, traditions, piece

 

 

Сы Ян

Идеи даосизма в творчестве Тан Дуна | 78–90

THE IDEAS OF TAOISM IN TAN DUN’S MUSIC

 

Аннотация: В статье рассматривается влияние идей даосизма на творчество китайского композитора Тан Дуна. Истоками формирования даосского мировоззрения музыканта стали впечатления его детства и юности, прошедших в провинции Хунань (Южный Китай). Особенно важными для творчества Тан Дуна явились даосская идея гармонии между человеком и природой и ритуальность, связанная с древними шаманскими культами. Воплощение этих идей продемонстрировано на примере «Призрачной оперы», симфоний «О даосизме», «Небеса. Земля. Человечество», цикла «Оркестровый театр».

 

Ключевые слова: Тан Дун, Китай, культура, композитор, музыка, даосизм, ритуал

 

Abstract: The article examines the influence of the ideas of Taoism on the work of the Chinese composer Tan Dun. The origins of the formation of the musician's Taoist worldview were the impressions of his childhood and youth, spent in the province of Hunan (South China). Especially important for the creative work of Tang Dun were the Taoist idea of harmony between man and nature and the rituality associated with the ancient shamanic cults. The embodiment of these ideas is demonstrated through the example of the “Ghost Opera”, the symphonies “On Taoism”, “Heaven Earth Mankind”, and the cycle “Orchestral Theatre”.

 

Keywords: Tan Dun, China, culture, composer, music, Taoism, ritual

 

 

А. Мяркялене

Вклад Альгирдаса Вижинтаса в становление и развитие оркестра народных инструментов Литвы | 91–104

CONTRIBUTION OF ALGIRDAS VYŽINTAS TO THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE FOLK INSTRUMENTS ORCHESTRA OF LITHUANIA

 

Аннотация: В статье представлена общественная, творческая и педагогическая деятельность Альгирдаса Вижинтаса, направленная на создание особой модели оркестра литовских народных инструментов. Автор ставит целью раскрыть сущность гуманитарного и музыкального мышления Вижинтаса, его взгляды на народную музыкальную культуру, влияющие на формирование оркестровых коллективов и обучение их участников.

 

Ключевые слова: Альгирдас Вижинтас, оркестр народных инструментов Литвы, Йонас Швядас, Государственной ансамбль песни и танца Литвы, кафедра народной музыки Клайпедского отделения Литовской государственной консерватории

 

Abstract: The article covers Algirdas Vyžintas’ social, creative and pedagogical work aimed at establishing a special model of a Lithuanian folk instruments orchestra. The author sets a goal to reveal the essence of A. Vyžintas’ humanitarian and musical thinking, his views on folk musical culture that influence the formation of orchestras and the education of their participants.

 

Keywords: Algirdas Vyžintas, Lithuanian folk instruments orchestra, Jonas Švedas, Lithuanian State Ensemble of Song and Dance, Folk Music Department of the Klaipėda Faculty of the Lithuanian State Conservatoire

 

 

Е. А. Дорохова, О. А. Пашина

«Начал я играть, дудочка по-человечьи начала говорить» (Рецензия на: Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Мордовские инструментальные традиции: Музыкально-этнографическое исследование: в 2-х томах. Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета, 2019) | 105–112

“I STARTED TO PLAY, THE PIPE BEGAN TO SPEAK LIKE A HUMAN” (Review on: Boyarkin N. I., Boyarkina L. B. Mordovian Instrumental Traditions: Musical and Ethnographic Research: In 2 volumes. Saransk: Publishing house of the Mordovia State University, 2019)

 

Аннотация: Статья является рецензией на фундаментальный труд Н. И. и Л. Б. Бояркиных, посвящённый музыкально-инструментальной культуре мордовского народа. Авторы прошли весь путь постижения мордовских инструментальных традиций от разработки авторских методик полевых исследований до создания масштабной типологии как музыкальных инструментов, так и исполняемой на них музыки.

 

Ключевые слова: мордва, музыкальные инструменты, наигрыши, нотная транскрипция, этнография исполнения, народная терминология

 

Abstract: The article represents a review of the fundamental work of N. I. and L. B. Boyarkin, dedicated to the musical and instrumental culture of the Mordovian people. The authors have worked their way of comprehending the Mordovian instrumental traditions from the development of the proprietary technology of field research to the creation of a large-scale typology of both musical instruments and music performed on them.

 

Keywords: Mordovians, musical instruments, tunes, musical transcription, ethnography of performance, folk terminology

 

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru