Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(25), 2021 г.
Содержание
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Е. В. Гордеева, В. М. Скобёлкин
Структурно-смысловые метаморфозы современного фортепианного текста (на примере «Пяти пьес для фортепиано» Валерия Скобёлкина) | 1-26
Материалы к статье:
Аудио №1
Аудио №2
Аудио №3
Аудио №4
Аудио №5
А. А. Кубышкин
Хоровое пение и хоровая музыка в звуковой среде Карелии | 27-38
А. Г. Чупова
Реинтерпретация Liebestod в опере «Luci mie traditrici» С. Шаррино | 39-67
Е. Е. Никулина
Образ святого Георгия в устной и иконописной традиции Древней Карелии на примере отдельных памятников | 68-79
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. П. Хилько
Импровизация в ладах на уроках сольфеджио | 80-100
Материалы к статье:
Аудио №1
Аудио №2
ПОДРОБНЕЕ
Е. В. Гордеева, В. М. Скобёлкин Структурно-смысловые метаморфозы современного фортепианного текста (на примере «Пяти пьес для фортепиано» Валерия Скобёлкина) | 1–26 STRUCTURAL AND SEMANTIC METAMORPHOSES OF THE CONTEMPORARY PIANO TEXT (THROUGH THE EXAMPLE OF THE «FIVE PIECES FOR PIANO» BY VALERIY SKOBYOLKIN) |
Аннотация: Данная статья посвящена вопросам концептуального восприятия и детализированного прочтения современного музыкального текста. На материале фортепианных пьес уфимского композитора Валерия Скобёлкина разбираются структурные, содержательные компоненты и константы музыкального текста. Обогащение творческого диапазона музыканта приёмами-инструментами конструктивного семантического анализа, заключающегося в расшифровке смысловых структур и их многополярных значений, не только не умаляет и не уменьшает, но, наоборот, увеличивает пространство возможностей, поле вероятностных смыслов, мир звукообразов, творимый исполнителем при воспроизведении, воплощении авторского текста.
Ключевые слова: современная фортепианная музыка, Валерий Скобёлкин, «Пять пьес для фортепиано», нотный двухстрочник, музыкальный текст, смысловые структуры, содержательный контекст, звуковое пространство смыслов
Abstract: This article covers the issues of conceptual perception and detailed reading of a contemporary musical text. Through the example of piano compositions by the Ufimian composer Valeriy Skobyolkin, the structural, content-related components and constants of the musical text are analyzed. The enhancement of the musician's creative potential with techniques and tools of the constructive semantic analysis, which consists of decoding sense bearing structures and their multipolar meanings, not only diminishes, but, on the contrary, augments the range of possibilities, the variety of possible meanings, the world of sound patterns, created by the musician while performing the author's text.
Keywords: contemporary piano music, Valeriy Skobyolkin, «Five pieces for piano», two-stave musical score, musical text, semantic structures, content-related context, sound space of meanings
А. А. Кубышкин Хоровое пение и хоровая музыка в звуковой среде Карелии | 27–38 CHOIR SINGING AND CHOIR MUSIC IN THE SOUND ENVIRONMENT OF KARELIA |
Аннотация: В статье рассматривается хоровое пение и хоровая музыка в звуковой среде Карелии. Отмечается специфика этой среды, роль фольклора и межэтнических связей в её формировании и влиянии на развитие хорового пения и композиторского творчества.
Ключевые слова: хоровое пение, хоровая музыка, звуковая среда, Карелия, фольклор, межэтнические связи, академический хор, народный хор
Abstract: The article examines choir singing and choir music in the sound environment of Karelia. The distinguishing features of the environment, the role of folklore and interethnic connections in its formation and impact on the development of choir singing and composing are specified.
Keywords: choir singing, choir music, sound environment, Karelia, folklore, interethnic connections, academic choir, folk choir
А. Г. Чупова Реинтерпретация Liebestod в опере «Luci mie traditrici» С. Шаррино | 39–67 RE-INTERPRETATION OF THE LIEBESTOD IN SALVATORE SCIARRINO’S «LUCI MIE TRADITRICI» |
Аннотация: Статья посвящена исследованию одной из самых известных опер итальянского композитора С. Шаррино «Luci mie traditrici». Анализируя диспозицию персонажей и их взаимоотношения, образно-смысловые оппозиции и их функционирование в либретто и музыке, композиционно-драматургические особенности, автор выявляет архетипические признаки, позволяющие отнести произведение Шаррино к актантной модели Liebestod. При сопоставлении смыслов «вечной» темы в прочтении Вагнера и Шаррино обнаруживается переосмысление концепта итальянским маэстро. Финальная сцена оперы знаменует собой капитуляцию любви, отражая сквозную тему театральных сочинений Шаррино – невозможность любить вследствие тотального взаимонепонимания и отчуждения людей в современном мире.
Ключевые слова: Сальваторе Шаррино, «Luci mie traditrici», опера, Liebestod, Вагнер, реинтерпретация
Abstract: The article is devoted to the study of one of the most popular operas by the Italian composer Salvatore Sciarrino «Luci mie traditrici». Analyzing the disposition of the characters and their relationships, figurative and semantic oppositions and the way they function in the libretto and music, compositional and dramatic features, the author identifies archetypical features that allow to attribute Sciarrino's work to the actantial model of the Liebestod. When comparing the meanings of the “eternal” theme in the interpretations of Wagner and Sciarrino, the author reveals the re-interpretation of the concept by the Italian maestro. The final scene of the opera manifests the surrender of love, reflecting the recurring theme of Sciarrino's theatre works – the inability to love due to global miscommunication and alienation of people in the modern world.
Keywords: Salvatore Sciarrino, «Luci mie traditrici», opera, Liebestod, Wagner, re-interpretation
Е. Е. Никулина Образ святого Георгия в устной и иконописной традиции Древней Карелии на примере отдельных памятников | 68–79 THE IMAGE OF SAINT GEORGE IN ORAL AND ICON PAINTING TRADITION OF ANCIENT KARELIA THROUGH THE EXAMPLE OF SPECIFIC MONUMENTS |
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы стиля, художественной и языковой формы на материале духовных стихов и икон карельских ареалов позднего Средневековья, посвящённых святому Георгию. Кроме того, в объектив внимания попадают темы, связанные с дохристианской аграрно-магической символикой образа, получившей реализацию в поэтических текстах. В качестве основного метода применяется сравнительный анализ источников. В выводах приводится мысль о возможности различных научных подходов к исследованию, в том числе изысканий, находящихся на стыке различных видов искусства.
Ключевые слова: духовные стихи, святой Георгий, иконы, житийный текст, мотив змееборства, стиль, барокко, крестьянское мировосприятие, лубочная картинка, процесс фольклоризации
Abstract: The article covers the issues of style, artistic and linguistic form through the example of religious poems and icons from the areas of Karelia of the late Middle Ages, dedicated to St. George. Moreover, the emphasis is placed on the themes related to pre-Christian agrarian-magical symbolism of the image, which was embodied in poetic texts. The comparative analysis of the sources is used as the main method. The conclusions suggest the idea of a possibility of several scientific approaches to the research, including research studies at the intersection of various art forms.
Keywords: religious poems, Saint George, icons, hagiographic text, dragon-fight motive, style, the Baroque, peasant mentality, crude woodcuts, the process of folklorization
Н. П. Хилько Импровизация в ладах на уроках сольфеджио | 80–100 IMPROVISATION IN MODES AT SOLFEGGIO LESSONS |
Аннотация: В статье рассматриваются формы импровизации в разнообразных ладах, которые можно использовать на уроках сольфеджио в средних и высших учебных заведениях при изучении ладов народной музыки, а также ладовых форм, характерных для современного композиторского творчества. Предлагаются приёмы, позволяющие создавать одноголосные и многоголосные композиции в полифонических и гомофонных фактурах для ансамблевого исполнения и в сопровождении инструмента.
Ключевые слова: музыкальное образование, сольфеджио, импровизация, пентатоника, семиступенная диатоника, миксодиатоника, гемиольные лады, симметричные лады
Abstract: The article analyzes forms of improvisation in various modes that can be used in solfeggio lessons at secondary and higher educational institutions when studying modes in folk music, as well as modal forms typical for contemporary composing. The author suggests techniques that enable to create monophonic and polyphonic compositions in polyphonic and homophonic textures for ensemble performance and with instrumental accompaniment.
Keywords: musical education, solfeggio, improvisation, pentatonic scale, heptatonic diatonic scale, mixodiatonic mode, hemiolic modes, symmetric modes