Музыкальный журнал Европейского Севера № 4(24), 2020 г.

 

 

Содержание

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

И. В. Копосова, А. В. Кубрина
Первый концерт для фортепиано с оркестром Эйнара Энглунда в свете особенностей финского неоклассицизма | 1-18

 

А. И. Смирнова, Л. А. Купец
Русский европеизм А. Г. Рубинштейна на примере хоровых сочинений ор. 31, 61 и 62 | 19-31

 

С. И. Художникова
Проблема произнесения музыкального текста в зеркале риторических традиций эпохи Барокко | 32-45

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

А. В. Дикоев
Сергей Чирков: «Мне радостно, что баян не похож на другие инструменты» (интервью с Сергеем Чирковым) | 46-63

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

И. В. Копосова, А. В. Кубрина

Первый концерт для фортепиано с оркестром Эйнара Энглунда в свете особенностей финского неоклассицизма | 1–18

CONCERTO FOR PIANO AND ORCHESTRA NO. 1 BY EINAR ENGLUND IN THE LIGHT OF THE SPECIFICS OF FINNISH NEOCLASSICISM

 

Аннотация: В статье анализируется Первый концерт для фортепиано с оркестром Эйнара Энглунда, одного из крупных композиторов Финляндии второй половины ХХ века. Энглунд является представителем финского неоклассицизма – течения, имеющего иную датировку и сущность в сравнении с неоклассицизмом в Центральной Европе. Финский неоклассицизм мало освещён в русскоязычной литературе, финские же исследователи пишут об ориентации этого течения на музыку европейских композиторов первой половины ХХ века (И. Стравинского, М. Равеля, П. Хиндемита и др.). Анализ Концерта Э. Энглунда расширяет эти представления, поскольку в тематизме, композиционных особенностях произведения выявлены многочисленные связи с европейским искусством (от Баха до романтиков), а также с музыкой Дж. Гершвина.

 

Ключевые слова: Эйнар Энглунд, финский неоклассицизм, Первый концерт для фортепиано с оркестром

 

Abstract: The article analyzes the Concerto for Piano and Orchestra No. 1 by Einar Englund, one of the major Finnish composers of the second half of the 20th century. Englund represents Finnish Neoclassicism, a movement that differs in dating and essence from Neoclassicism in Central Europe. Finnish Neoclassicism wasn’t given much coverage in Russian-language literature, whereas Finnish researchers write about the orientation of this movement towards the music of European composers of the first half of the 20th century (I. Stravinsky, M. Ravel, P. Hindemith, etc.). The analysis of Einar Englund's Concerto broadens these ideas, since the author reveals numerous connections with the European art (from Bach to the Romantic-era composers) and with the music by J. Gershwin in the thematic and compositional features of the Concerto.

 

Keywords: Einar Englund, Finnish Neoclassicism, Concerto for Piano and Orchestra No. 1

 

 

А. И. Смирнова, Л. А. Купец

Русский европеизм А. Г. Рубинштейна на примере хоровых сочинений ор. 31, 61 и 62 | 19–31

RUSSIAN EUROPEANISM OF ANTON G. RUBINSTEIN THROUGH THE EXAMPLE OF CHORUSES OPP. 31, 61, and 62

 

Аннотация: В статье анализируется хоровое творчество А. Г. Рубинштейна (на примере хоровых сочинений ор. 31, 61 и 62) через такое историко-культурное и философское понятие как русский европеизм. Рассмотрен феномен Рубинштейна на фоне эпохи, биографические траектории и окружение, повлиявшие на становление личности композитора. Акцентируется роль немецкой культуры в формировании общественных и музыкальных взглядов композитора, а также европейские тенденции и их трансформация в хоровом творчестве А. Г. Рубинштейна.

 

Ключевые слова: русский европеизм, Рубинштейн, Германия, хоры без сопровождения, немецкие традиции

 

Abstract: The article analyses the choral oeuvre of A. G. Rubinstein (using the example of choral compositions Opp. 31, 61, and 62) through the historical, cultural and philosophical concept of Russian Europeanism. Rubinstein's phenomenon in connection with the era, biographical trajectories and surroundings that influenced the composer's personality development are examined. The role of German culture in the formation of the composer's social and musical views, as well as European trends and their transformation in the choral work of A. G. Rubinstein are emphasized.

 

Keywords: Russian Europeanism, Rubinstein, Germany, a cappella choirs, German traditions

 

 

С. И. Художникова

Проблема произнесения музыкального текста в зеркале риторических традиций эпохи Барокко | 32–45

THE ISSUE OF THE MUSICAL TEXT PRONUNCIATION IN THE LIGHT OF THE RHETORICAL TRADITIONS OF THE BAROQUE ERA

 

Аннотация: Современное исполнение западноевропейской музыки XVII–XVIII веков заметно отличается от принципов, изложенных в трактатах эпохи барокко. Важнейшим средством выражения барочного текста является артикуляция и акцентуация, которые были подчинены риторическим традициям. Музыкальная риторика – это не только свод правил и набор готовых клише. Трактаты прошлых веков представляют музыканта как искусного ритора, который должен владеть интонацией, ясной артикуляцией, уметь расставить эмфатические акценты и овладеть сердцами слушателей.

 

Ключевые слова: музыка эпохи барокко, музыкальная риторика, артикуляция

 

Abstract: Modern performance of Western European music of the 17th–18th centuries differs dramatically from the principles stated in the tractates of the Baroque era. The most important means of expression of the Baroque text are the articulation and the accentuation that have been subordinate to rhetorical traditions. Musical rhetoric is not a set of rules and clichés only. The tractates of the last centuries describe a musician as a skillful rhetor who has to have control over intonation, clear articulation, the one who is able to place emphatic accents and seize the hearts of the listeners.

 

Keywords: Baroque era music, musical rhetoric, articulation

 

 

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru