Музыкальный журнал Европейского Севера № 3(23), 2020 г.
Содержание
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
О. В. Канина, Л. Ю. Малютина
Музыка из-за океана: Соната для флейты и фортепиано ор. 14 Роберта Мучинского | 1-22
Е. А. Фалинова
Незнакомый Таривердиев: Фортепианное трио | 23-43
П. А. Умхольт, С. В. Орлов
О традиционной народной музыке Норвегии | 44-62
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. А. Покровская
О принципе игры концермейстера «по руке» студента в дирижёрском классе | 63-76
ПОДРОБНЕЕ
О. В. Канина, Л. Ю. Малютина Музыка из-за океана: Соната для флейты и фортепиано ор. 14 Роберта Мучинского | 1–22 MUSIC FROM OVERSEAS: SONATA FOR FLUTE AND PIANO OP. 14 BY ROBERT MUCZYNSKI |
Аннотация: Статья посвящена характеристике доминирующих черт стиля американского композитора Роберта Мучинского (1929–2010) на примере камерной Сонаты для флейты и фортепиано op. 14 (1961) и освещает некоторые факты биографии композитора.
Ключевые слова: камерная музыка, Соната для флейты и фортепиано, американский композитор ХХ века, Роберт Мучинский, творческие интерпретации сочинения
Abstract: The article covers some facts from the biography of the American composer Robert Muczynski (1929–2010) and characterizes the dominant features of the composer’s style through the example of the chamber Sonata for Flute and Piano op. 14 (1961).
Keywords: chamber music, Sonata for Flute and Piano, American composer of the 20th century, Robert Muczynski, creative interpretations of the work
Е. А. Фалинова Незнакомый Таривердиев: Фортепианное трио | 23–43 UNKNOWN TARIVERDIEV: PIANO TRIO |
Аннотация: Статья посвящена особенностям исполнительской интерпретации одного из камерных сочинений Микаэла Таривердиева – Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1994). В статье выделены наиболее показательные черты стиля композитора, освещены основные вехи его камерного творчества, изложена история создания сочинения.
Анализ Трио, выполненный в статье, затрагивает вопросы формы, тематизма, характеров и образов произведения, а также их взаимосвязи. Большой раздел посвящён исполнительской интерпретации и освещает принципы работы с оригинальным музыкальным языком композитора, особенности ансамблевой игры и распределения материала между исполнителями, вопросы построения верной концепции исполнения сочинения в целом.
Статья призвана открыть современному слушателю М. Таривердиева как автора серьёзной, глубокой и многогранной музыки.
Ключевые слова: М. Таривердиев, камерный ансамбль, Фортепианное трио, проблемы исполнительской интерпретации сочинений XX века
Abstract: The article is devoted to the peculiarities of the performing interpretation of one of Mikael Tariverdiev's chamber compositions – Trio for violin, cello and piano (1994). The article emphasizes the most significant features of the composer's style, highlights the main milestones of his chamber work, and describes the history of the composition’s creation.
The analysis of the Trio in the article touches on the issues of the form, the themes, the characters, and the images of the work, as well as their interconnection. A large section is dedicated to the performing interpretation, and covers the principles of working with the original musical language of the composer, features of ensemble playing and the distribution of the material among the performers, and also the issues of forming the correct concept of performing the composition as a whole.
The article aims to present M. Tariverdiev to the modern listener as the author of serious, meaningful and multifaceted music.
Keywords: M. Tariverdiev, chamber ensemble, piano trio, issues of performing interpretation of the 20th century works
П. А. Умхольт, С. В. Орлов О традиционной народной музыке Норвегии | 44–62 ABOUT NORWEGIAN TRADITIONAL FOLK MUSIC |
Аннотация: В основу статьи легла лекция-презентация, представленная доцентом Университета Юго-Восточной Норвегии Пером Асмундтом Умхольтом 3 мая 2018 года в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. По пожеланию и с согласия господина Умхольта преподаватель Петрозаводской консерватории С. В. Орлов перевёл выступление на русский язык и внёс необходимые изменения при подготовке материала к публикации.
Предлагаемая работа имеет ознакомительный характер. В первой части статьи обрисовывается исторический контекст, в котором формировалась норвежская народная музыка, во второй – приводятся примеры фольклорных жанров и народных инструментов.
Ключевые слова: норвежская музыка, норвежский музыкальный фольклор, жанры народной музыки, норвежские музыкальные инструменты
Abstract: The article is based on a presentation lecture delivered by Per Åsmund Omholt, Associate Professor at the University of South-Eastern Norway, on May 3, 2018, at the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire. Upon Mr. Omholt's request, Senior Instructor at the State Glazunov Conservatoire Serge V. Orlov translated the presentation lecture into Russian and made necessary changes while preparing the material for publishing.
This paper is of introductory nature. The first part of it describes the historical context in which Norwegian folk music was formed. The second part presents genres and instruments of Norwegian folk music.
Keywords: Norwegian music, Norwegian musical folklore, genres of folk music, Norwegian musical instruments
И. А. Покровская О принципе игры концермейстера «по руке» студента в дирижёрском классе | 63–76 ABOUT THE CONCEPT OF THE ACCOMPANIST’S PLAYING BASED ON HAND GESTURES OF THE STUDENT AT THE CONDUCTING CLASS |
Аннотация: Статья посвящена некоторым узкоспециализированным аспектам работы профессионального концертмейстера в классе по предмету «Основы дирижирования», который входит в образовательную программу подготовки студентов в музыкальных вузах РФ. В ней представлена формулировка задач концертмейстера дирижёрского класса и обоснован такой главный принцип, как игра «по руке» начинающего дирижёра. Данный принцип предполагает знание основ мануальной техники, дирижёрской терминологии и коммуникативность в образовательном процессе.
Ключевые слова: концертмейстер, дирижёрский класс, дирижёрский жест, ауфтакт, дирижёрская мимика, игра «по руке»
Abstract: The article is devoted to some highly specialized aspects of the professional accompanist’s work in class for the “Basics of Conducting” course, which is a part of the educational program for training students at the musical institutions of the Russian Federation. The article defines the tasks of the accompanist during the conducting class and substantiates the main principle of following the hand gestures of a novice conductor while playing. This principle requires the knowledge of the of manual technique basics, conducting terminology and communication in the educational process.
Keywords: accompanist, conducting class, conducting gesture, upbeat (Auftakt), conductor’s facial expressions, following conductor’s hand gestures while playing