Музыкальный журнал Европейского Севера № 2(22), 2020 г.
Содержание
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МУЗЫКА РОССИИ И МУЗЫКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ПЕРЕКРЁСТКИ И ОТРАЖЕНИЯ»
Н. А. Катулина
Чарльз Бёрни. Жизненный путь музыканта и путешественника | 1-17
В. М. Разина
Арнольд Бакс и его альтовая соната (из истории английской музыки первой половины XX века) | 18-32
Б. В. Сысолятин
Музыкальный фольклор Великобритании в творчестве Перси Грейнджера | 33-51
ПОДРОБНЕЕ
Н. А. Катулина Чарльз Бёрни. Жизненный путь музыканта и путешественника | 1–17 CHARLES BURNEY. LIFE JOURNEY OF A MUSICIAN AND A TRAVELLER |
Аннотация: Чарльз Бёрни – выдающийся деятель музыкальной культуры Англии второй половины XVIII – начала XIX века, музыкальный энциклопедист. В контексте изучения музыкальной культуры Европы XVIII века, его работы и в наши дни не потеряли своего значения. Труды английского исследователя имеют огромную значимость для изучения истории музыки, однако русскоязычные материалы о нём малочисленны. В статье излагаются биографические сведения о Чарльзе Берни и его семье, представлены его разносторонние интересы, художественные вкусы и предпочтения, круг общения, а также некоторые материалы о путешествиях музыканта..
Ключевые слова: Чарльз Бёрни, история музыки, музыкальные путешествия
Abstract: Charles Burney is a distinguished representative of English music culture in the second half of the 18th – early 19th centuries, a musical encyclopedist. In the context of studying the musical culture of Europe in the 18th century, his work has not lost its significance even today. The works of the English musicologist are of great value for the study of the history of music. However, Russian-language materials about him are few in numbers. The article provides biographical details about Charles Burney and his family, describes his diverse interests, artistic tastes and preferences, his social circle, as well as some materials on the musician's travels.
Keywords: Charles Burney, history of music, musical journeys
В. М. Разина Арнольд Бакс и его альтовая соната (из истории английской музыки первой половины XX века) | 18–32 ARNOLD BAX AND HIS VIOLA SONATA (FROM THE HISTORY OF ENGLISH MUSIC OF THE FIRST HALF OF THE TWENTIETH CENTURY) |
Аннотация: В начале XX века большая часть альтовой музыки была написана для Лайонела Тертиса, знаменитого виртуоза, пропагандирующего альт в качестве сольного инструмента. Признававшийся современниками исполнителем такого же уровня, как Фриц Крейслер и Эжен Изаи, он вдохновил практически всех значительных композиторов Британии на написание произведений для альта. Cэр Арнольд Эдуард Тревор Бакс, композитор и поэт, также известный под псевдонимом Дермот O’Брин, долгое время жил в Дублине и был знаком со многими представителями Ирландского литературного возрождения. Соната для альта была написана Баксом пять лет спустя Пасхального восстания, трагические события которого оказали сильное влияние на его литературное и музыкальное творчество. В статье музыка сонаты рассматривается в контексте ирландского музыкального фольклора и кельтской мифологии.
Ключевые слова: Арнольд Эдуард Тревор Бакс, ирландская музыка, Соната для альта, Лайонел Тертис
Abstract: In the early 20th century most of the viola music was written for Lionel Tertis, the famous viola virtuoso and the pioneer of the viola as a solo instrument. Regarded by his contemporaries as a performer of the same level as Fritz Kreisler and Eugène Ysaÿe, he inspired almost all of the outstanding British composers of the time to write music for the viola. Sir Аrnold Edward Trevor Bax, a composer and a poet, who went under the pseudonym ‘Dermot O’Byrne’, has lived in Dublin for a long time; he was acquainted with many distinguished figures of the Irish literary revival. He wrote the Viola sonata five years after the Easter Rising – the tragedy that strongly influenced his literary and musical works. The article analyzes the musical contents of the sonata in connection with the Irish folk music and Celtic mythology.
Keywords: Аrnold Edward Trevor Bax, Irish music, Viola sonata, Lionel Tertis
Б. В. Сысолятин Музыкальный фольклор Великобритании в творчестве Перси Грейнджера | 33–51 MUSICAL FOLKLORE OF GREAT BRITAIN IN PERCY GRAINGER’S OEUVRE |
В XX веке мир искусства искал новые способы выразительности. Академические каноны больше не работали, и поэтому многие художники, музыканты и писатели обратили свой взгляд на то, что ранее считалось экзотикой или низкой традицией, которую ещё надо облагородить. Австралийский композитор и выдающийся пианист Перси Грейнджер (1882–1961) был одним из таких новых творцов. Согласно собственной творческой философии он принялся искать новый музыкальный язык в природе и в «примитивном искусстве» – в фольклоре. Свои поиски он начал с фольклора Британских остров. Вместе с английскими композиторами, в начале XX века заинтересовавшимися народным искусством Великобритании (такими как Ральф Воан-Уильямс, Сирил Скотт, Сэсил Шарп и др.), он устраивал «охоту за песнями», во время которой колесил по английским графствам в поисках народной музыки. Он вошёл в историю музыки как дотошный исследователь, новатор и как композитор умело усвоивший язык и особенности британских народных мелодий. В статье рассказывается об особенностях исследовательского и композиторского метода Перси Грейнджера, а также рассматриваются некоторые его яркие произведения, в которых он применил опыт, полученный во время своих этномузыкологических экспедиций.
Ключевые слова: Перси Грейнджер, британский фольклор, этномузыкология
Abstract: In the 20th century the world of art was in the search of new ways of artistic expressiveness. Academic canons were not working anymore, and a lot of artists, musicians, and writers turned their eyes to what had been considered an exotic art or a low tradition which needed refining. An Australian composer and a distinguished pianist Percy Grainger (1882–1961) was one of those new creators. In accordance with his own creative philosophy, he started searching for a new musical language in nature and in the “primitive art” – in folklore. He began his search from the musical folklore of the British islands. Together with the English composers who in the beginning of 20th century became interested in folk art of Great Britain (such as Ralph Vaughan Williams, Cyril Scott, Cecil Sharp, and others), he organized “folk-song-hunts”, during which he travelled about England’s counties in search of folk music. He went down in music history as a meticulous researcher, an innovator, and a composer who skillfully absorbed the language and features of British folk tunes. The article covers the peculiarities of Percy Grainger’s methods of research and composing music. In addition, the article examines some of the composer’s outstanding works in which he used the experience gained during his ethnomusicological expeditions.
Keywords:Percy Grainger, British folklore, ethnomusicology