Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(21), 2020 г.

 

 

Содержание

 

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МУЗЫКА РОССИИ И МУЗЫКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ПЕРЕКРЁСТКИ И ОТРАЖЕНИЯ»

Л. А. Купец
История английской музыки для постсоветской публики: авторская телеверсия А. Варгафтика в начале XXI века | 1-10

 

А. С. Максимова
«Город этот мне порядком надоел»: обратная сторона лондонских успехов Владимира Дукельского | 11-19

 

А. С. Кривцова
Письма А. Буша к Г. М. Шнеерсону: к вопросу советско-британских культурных связей | 20-36

 

Е. А. Зубарева
У. Шекспир, М. Таривердиев: музыка к фильму «Адам женится на Еве» | 37-46

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Г. Трусова
Работа над вокальным циклом С. Баневича «Васильевский остров» в концертмейстерском классе | 47-72

Материалы к статье:

Аудио №1

 

Аудио №2

 

Аудио №3

 

Аудио №4

 

Аудио №5

 

Аудио №6

 

Аудио №7

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Л. А. Купец

История английской музыки для постсоветской публики: авторская телеверсия А. Варгафтика в начале XXI века | 1–10

HISTORY OF ENGLISH MUSIC FOR POST-SOVIET PUBLIC: TELEVISION VERSION OF A. VARGAFTIK AT THE BEGINNING OF THE TWENTY-FIRST CENTURY

 

Аннотация: В статье анализируется мини-цикл телепередач об английской музыке, вышедших в рамках авторского проекта А. Варгафтика «Партитуры не горят» на канале «Культура» в 2000-е годы. Предложена гипотеза о формировании в этот период новой музыкальный тележурналистики и «новой» истории английский музыки в рамках направления public history. На примере выбранных передач демонстрируются жанровые и стилистические особенности новой модели музыкальной тележурналистики.

 

Ключевые слова: английская музыка, А. Варгафтик, телепередачи, постсоветская публика

 

Abstract: The report analyzes the mini-cycle of TV shows about English music, released by the project "Musical scores do not burn" by A. Vargaftik on the "Culture" channel in the 2000s. The hypothesis on the formation of new musical television journalism and a "new" history of English music within the “Public history” direction during this period is proposed. The selected shows demonstrate genre and stylistic features of a new model of musical television journalism.

 

Keywords: English music, A. Vargaftik, TV programs, post-Soviet public

 

 

А. С. Максимова

«Город этот мне порядком надоел»: обратная сторона лондонских успехов Владимира Дукельского | 11–19

«I FEEL THOROUGHLY ANNOYED WITH THIS CITY»: THE BACKGROUND OF LONDON SUCCESS OF VLADIMIR DUKELSKY

 

Аннотация: В статье рассматриваются обстоятельства работы Владимира Дукельского в Лондоне середины 1920-х годов. Материалом исследования послужили письма композитора к матери, хранящиеся ныне в Библиотеке Конгресса США. Эти документы, наряду с воспоминаниями Дукельского, свидетельствуют о том, что сочинение музыки академических жанров в Лондоне оказалось для композитора почти невозможным. Вместо этого он активно и успешно сотрудничал с лондонским мюзик-холлом, назвав впоследствии Лондон единственным городом, где можно «не только тратить, но и делать деньги».

 

Ключевые слова: Владимир Дукельский, Вернон Дюк, лондонский мюзик-холл, музыкальная индустрия, век джаза, Сергей Дягилев

 

Abstract: The author explores the cultural background of Vladimir Dukelsky’s life and work in London in the mid-1920s. Dukelky’s letters to his mother, now stored at the Library of Congress in the USA, are being used as research materials. As it is stated in the letters, composing serious music turned out to be almost impossible for Dukelsky. Instead, he diligently and successfully collaborated with the London Music Hall and later remembered London as the only city where one may “not just spend but also make money”.

 

Keywords: Vladimir Dukelsky, Vernon Duke, London Music Hall, music industry, jazz age, Sergei Diaghilev

 

 

А. С. Кривцова

Письма А. Буша к Г. М. Шнеерсону: к вопросу советско-британских культурных связей | 20–36

LETTERS FROM ALAN BUSH TO GRIGORI SCHNEERSON: ON THE ISSUE OF SOVIET-BRITISH CULTURAL CONTACTS

 

Аннотация: Говоря о советско-британских культурных связях нельзя не упомянуть имя выдающегося музыковеда Г. М. Шнеерсона (1901–1982). Всю свою жизнь он занимался развитием и укреплением международных связей Советского Союза в области музыкальной культуры и имел невероятно обширный список деловых и дружеских контактов с музыкантами по всему миру. Одним из его постоянных адресатов был англичанин А. Д. Буш (1900–1995) – авторитетный в середине ХХ века композитор, чьё творчество в отечественном музыкознании представлено довольно скупо. А между тем, этот ярый приверженец коммунизма не единожды посещал Страну Советов и всячески пропагандировал советскую музыку у себя на родине. В фондах Российского национального музея музыки находится часть неопубликованного эпистолярия А. Д. Буша, адресованная Г. М. Шнеерсону и входящая в личный архив учёного (Ф. 375). Настоящая статья включает комментированный перевод нескольких корреспонденций композитора; в качестве вступительного раздела предлагается краткий обзор всех аспектов его творческой деятельности, так или иначе связанных с Советским Союзом.

 

Ключевые слова: Г. М. Шнеерсон, А. Д. Буш, Советский Союз, коммунизм, советская массовая песня, опера

 

Abstract: Speaking about the Soviet-British cultural contacts, it is necessary to mention the name of the outstanding musicologist G. Schneerson (1901–1982). He was engaged in developing and strengthening the international relations of the Soviet Union in the sphere of musical culture all his life and had an incredibly extensive list of business and friendly contacts with musicians around the world. One of his constant addressees was the Englishman A. D. Bush (1900–1995) – a composer, authoritative in the middle of the 20th century, whose work is sparingly presented in Russian musicology. Meanwhile, this ardent supporter of communism visited the Soviet Union more than once and in every possible way promoted Soviet music in his homeland. The Russian National Museum of Music collection contains a part of A. D. Bush's unpublished epistolary legacy addressed to G. Schneerson and included in the scientist’s personal archive (Coll. 375). This article includes an annotated translation of several letters from the composer's correspondence; as an introductory section, a brief overview of all aspects of his creative work connected with the Soviet Union is offered.

 

Keywords: G. Schneerson, A. D. Bush, Soviet Union, communism, Soviet mass song, opera

 

 

Е. А. Зубарева

У. Шекспир, М. Таривердиев: музыка к фильму «Адам женится на Еве» | 37–46

W. SHAKESPEARE, M. TARIVERDIEV: INCIDENTAL MUSIC IN “ADAM MARRIES EVE”

 

Аннотация: В статье речь идёт о вокальном цикле «Сонеты Шекспира», созданном М. Таривердиевым к кинофильму «Адам женится на Еве» (1980). В качестве цели автор обозначает определение места музыки в указанном фильме. Рассматривается стилистика каждого из восьми сонетов, отличительные приёмы и связь с музыкой других композиторов. В итоге анализ цикла позволил автору сделать вывод об особенностях стиля М. Таривердиева, который умело соединяет в своей музыке черты разных направлений.

 

Ключевые слова: М. Таривердиев, У. Шекспир, сонет, фильм, И. С. Бах, Ф. Лей

 

Abstract: The article covers the «Shakespeare's Sonnets» vocal cycle, created by Mikael Tariverdiev for the movie «Adam marries Eve» (1980). The author determines the purpose of the article to define the location of music in the above-noted movie. The style of each of the eight sonnets, the distinctive techniques and the connection with the music of other composers are examined. As a result, the analysis of the cycle enables the author to draw a conclusion about the distinguishing characteristics of the style of Mikael Tariverdiev, who skillfully combines the features of different genres in his music.

 

Keywords: M. Tariverdiev, W. Shakespeare, sonnet, film, J. S. Bach, F. Lai

 

 

В. Г. Трусова

Работа над вокальным циклом С. Баневича «Васильевский остров» в концертмейстерском классе | 47–72

WORK ON THE VOCAL CYCLE “VASILYEVSKY ISLAND” BY S. BANEVICH AT THE PIANO ACCOMPANIMENT CLASS

 

Аннотация:Статья посвящена особенностям работы преподавателя в концертмейстерском классе над вокальным циклом С. Баневича «Васильевский остров» для сопрано и фортепиано. На основе анализа поэтических текстов, системы музыкальной выразительности романсов и драматургии сочинения автор статьи предлагает свою интерпретацию и ряд методических рекомендаций для преподавателей и исполнителей данного цикла.

 

Ключевые слова: С. Баневич, вокальный цикл, «Васильевский остров», Л. Барбас, концертмейстерский класс

 

Abstract:The article covers the specifics of the teacher’s work on the vocal cycle by S. Banevich for soprano and piano at the piano accompaniment class. On the basis of the analysis of poetic texts, the system of musical expressiveness of romances and the composition’s dramaturgy, the author of the article offers an interpretation of her own and a number of methodological recommendations for teachers and performers of the cycle.

 

Keywords: S. Banevich, vocal cycle, «Vasilyevsky island», L. Barbas, piano accompaniment class

 

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru