Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(17), 2019 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Е. Г. Окунева, Д. А. Володягина
Жанр пассакальи в оперном творчестве Б. Бриттена | 1-25
 

Р. Слюжинскас
Тексты лютеранских псальмов на надгробных памятниках исторических кладбищ Клайпедского края: пример многокультурной и двуязычной фольклорной традиции | 26-47

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Ю. В. Бунтова
Редакторская деятельность А.Б. Гольденвейзера на примере сонаты № 21 ор. 53 Л. Бетховена | 48-71

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Л. Романов
О некоторых особенностях смычковой техники контрабасиста (постановка правой руки) | 72-80

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Е.Г.Окунева, Д.А.Володягина

Жанр пассакальи в оперном творчестве Б. Бриттена / 1–25

THE PASSACAGLIA GENRE IN THE OPERAS OF B.BRITTEN

 

Аннотация: Статья посвящена особенностям преломления жанра пассакалии в оперном творчестве Бриттена. Материалом для изучения послужили семь опер – «Питер Граймс», «Поругание Лукреции», «Альберт Херринг», «Маленький трубочист», «Поворот винта», «Ноев ковчег», «Блудный сын», которые охватывают три десятилетия творческой деятельности композитора (с 1942 по 1968 год). В работе представлен анализ музыкального языка и формы пассакалий, их драматургических функций. Авторы статьи сосредоточивают внимание на особенностях строения темы, методах работы с ней, принципах варьирования, тональной организации, влиянии художественного замысла на развёртывание остинатной формы.

Проведённая работа позволила прийти к важным заключениям о традиционных и новаторских чертах в претворении жанра пассакалии Бриттеном, а также об эволюции взглядов композитора в этой области.

 

Ключевые слова: Бриттен, пассакалья, бассо остинато, «Питер Граймс», «Поругание Лукреции», «Альберт Херринг», «Маленький трубочист», «Поворот винта», «Ноев ковчег», «Блудный сын»

 

Abstract: The article is devoted to the peculiarities of the passacaglia genre interpretation in Britten’s opera work. The material for the study includes seven operas ‒ “Peter Grimes”, “The Rape of Lucretia”, “Albert Herring”, “The Little Sweep”, “The Turn of the Screw”, “Noye's Fludde”, “The Prodigal Son”, which cover three decades of the composer's creative activity (from 1942 to 1968). The paper presents the analysis of the musical language and forms of passacaglias, their dramatic functions. The authors of the article focus on the features of the structure of the theme, methods of working with it, the principles of variation, tonal organization, the influence of the artistic design on the deployment of the ostinato form.

The conducted work made it possible to come to important conclusions about traditional and innovative features in the implementation of the genre of passacaglia by Britten, as well as the evolution of the composer's views in this area.

 

Keywords: Britten, Passacaglia, basso ostinato, “Peter Grimes”, “The Rape of Lucretia”, “Albert Herring”, “The Little Sweep”, “The Turn of the Screw”, “Noye's Fludde”, “The Prodigal Son”

 

 

Р. Слюжинскас

Тексты лютеранских псальмов на надгробных памятниках исторических кладбищ Клайпедского края: пример многокультурной  и двуязычной фольклорной традиции  / 26–47

TEXTS OF LUTHERAN PSALMS ON THE TOMBSTONES OF THE HISTORIC CEMETERIES OF THE KLAIPĖDA REGION: EXAMPLE OF MULTICULTURAL AND BILINGUAL FOLKLORE TRADITION

 

Аннотация: Сохранение и изучение материального и нематериального культурного наследия каждого народа и региона – одна из главных задач современности. В данной статье наше внимание сконцентрировано на изучении до сих пор сохранившихся текстов лютеранских песнопений на надгробных памятниках исторических кладбищ (вторая половина XIX– первая половина XX века) Клайпедского края Литвы, исторически связанных с местными традициями евангелико-лютеранского вероисповедания. Даётся подробный их анализ, рассматриваются разные аспекты взаимовлияния обеих двуязычных местных культур – литовской и немецкой, унаследованных с времён Королевства Восточной Пруссии.

 

Ключевые слова: Клайпедский край, Малая Литва, лютеранские песнопения, исторические кладбища, надгробные памятники, эпитафии

 

Abstract: The preservation and study of the tangible and intangible cultural heritage of every nation and region is one of the main tasks of our time. In this article, our attention is focused on studying the texts of Lutheran hymns still preserved on the tombstones of historic cemeteries (second half of the 19th – first half of the 20th centuries) of the Klaipėda region in Lithuania, historically associated with local traditions of the Evangelical Lutheran religion. Their detailed analysis is given, different aspects of the mutual influence of both bilingual local cultures – Lithuanian and German, inherited from the times of the Kingdom of East Prussia are considered.

 

Keywords: Klaipėda region, Lithuania Minor, Lutheran psalms, historic cemeteries, tombstones, epitaphs

 

Ю. В. Бунтова

Редакторская деятельность А. Б. Гольденвейзера на примере сонаты № 21 ор. 53 Л. Бетховена / 48–71

EDITORIAL ACTIVITIES BY ALEXANDER GOLDENWEISER THROUGH THE EXAMPLE OF THE SONATA NO. 21 OP. 53 BY LUDWIG VAN BEETHOVEN

 

Аннотация: В настоящей статье рассматривается редакция сонаты № 21 ор. 53 Л. Бетховена, выполненная А. Б. Гольденвейзером. Cравнение с уртекстом, а также с редакциями этого сочинения, принадлежащими Г. Бюлову и А. Шнабелю, демонстрирует основные принципы редакторской деятельности А. Б. Гольденвейзера.

 

Ключевые слова: Л.Бетховен, А. Б. Гольденвейзер, Г. Бюлов, А. Шнабель, редакции, соната № 21, ор. 53

 

Abstract: This article covers the edition of the musical score of Sonata No. 21 op. 53 by L. Beethoven, performed by Alexander B. Goldenweiser. The comparison with the urtext and other revised editions of this work by H. Bülow and A. Schnabel demonstrates the basic principles of the editorial activity by Alexander B. Goldenweiser.

 

Keywords: Ludwig van Beethoven, Alexander B. Goldenweiser, H. Bülow, A. Schnabel, editions, Sonata No. 21, op. 53

 

И. Л. Романов

О некоторых особенностях смычковой техники контрабасиста (постановка правой руки) / 72–80

ABOUT SOME FEATURES OF THE BOWING TECHNIQUE OF A DOUBLE BASS PLAYER (RIGHT HAND SETTING)

 

Аннотация: Вопросы постановки правой руки исполнителя на любом струнно-смычковом инструменте традиционно интересуют как опытных специалистов, так и начинающих музыкантов. Несмотря на значительное количество методических работ выдающихся педагогов-струнников, а также исследований молодых преподавателей, проблема рационального управления двигательными процессами не теряет своей актуальности в педагогической практике.

В настоящей работе автор на примере рассмотрения специфических приёмов исполнения смычком с низкой колодкой ставит вопрос целесообразности их применения, а значит и овладения комплексной технологией звукоизвлечения. Также проводится анализ особенностей некоторых физиологических аспектов постановки правой руки контрабасиста, сведения о которых содержатся в опубликованных отечественных изданиях. Основной целью данной статьи является обобщение методических изысканий в области постановочной работы контрабасиста, освещающих педагогические новации и современные подходы к исполнительской практике.

 

Ключевые слова: контрабас, струнно-смычковые инструменты, методика обучения игре на контрабасе, специфические приёмы исполнения смычком, постановка правой руки, звукоизвлечение, тембр

 

Abstract: Questions of setting the right hand of a bowed string instrument performer traditionally are the object of interest to both experienced specialists and beginner musicians. Despite the significant number of methodological works of outstanding string teachers, as well as the studies of young teachers, the problem of the rational control of motor processes continues to be relevant in teaching practice.

In the present paper, through the example of considering specific techniques of performance with a French style bow, the author raises the issue of their applicability, and thus of the mastering the complex sound-extraction technology. The author carries out the analysis of the peculiarities of certain physiological aspects of the double bass player right hand setting, which are described in published domestic works. The main purpose of this article is to summarize the methodological research in the field of staging work of a double bass player, illustrating pedagogical innovations and modern approaches to the performing practice.

 

Keywords: double bass, bowed string instruments, methodology of teaching to play double bass, specific techniques of bow performance, setting the right hand, phonation, timbre

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru