Музыкальный журнал Европейского Севера № 4(16), 2018 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Н. П. Хилько, А. Г. Господарёв
Вильгельм Стенхаммар «Семь стихотворений из цикла “Одинокие мысли” Вернера фон Хейденстама»: в поисках скрытых смыслов | 1-37

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Е. Е. Никулина
Образ святителя Лазаря в устной и иконописной традиции древней Карелии. К постановке вопроса | 38-47

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Е. Г. Окунева, Д. Е. Крапивина
Эрнст Кшенек в Дармштадте | 48-60

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Утробин, Сун Чи
Некоторые особенности работы пианиста над вокальным циклом «Времена года» Чжэн Цюйфэна | 61-87

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Н. П. Хилько, А. В. Господарёв

Вильгельм Стенхаммар «Семь стихотворений из цикла “Одинокие мысли” Вернера фон Хейденстама»: в поисках скрытых смыслов | 1–37

WILHELM STENHAMMAR “7 POEMS BY VERNER VON HEIDENSTAM FROM THE “THOUGHTS IN LONELINESS” CYCLE”: IN SEARCH OF HIDDEN MEANINGS

 

Аннотация: Статья посвящена поиску смысловых связей между отобранными В. Стенхаммаром стихотворениями В. фон Хейденстама и объединению их в единое целое музыкальными средствами. Авторами проанализированы все стихотворения цикла, восстановлен лирический сюжет. Выявлены особенности музыкальной интерпретации поэтического текста с точки зрения преломления романтической традиции.

 

Ключевые слова: В. Стенхаммар, В. фон Хейденстам, шведская вокальная музыка, баллада, вокальный цикл, семантическое поле, стилизация

 

Abstract: The article focuses on finding the semantic connections in the poems by Verner von Heidenstam, selected by Wilhelm Stenhammar, and uniting the poems into a single entity by means of music. The authors have analyzed all the poems of the cycle and reconstructed the cycle's lyrical storyline. The authors have revealed the peculiarities in the musical interpretation of the poetic text in terms of their existence in the romantic tradition.

 

Keywords: W. Stenhammar, V. von Heidenstam, Swedish vocal music, ballad, vocal cycle, semantic field, stylization

 

 

Е. Е. Никулина

Образ святителя Лазаря в устной и иконописной традиции древней Карелии. К постановке вопроса | 38–47

THE IMAGE OF ST. LAZARUS IN THE ORAL AND ICON-PAINTING TRADITION OF ANCIENT KARELIA. RAISING THE QUESTION

 

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты, связанные с жанрово-видовыми формами и их взаимопроникновением на примере духовных стихов и икон, посвящённых святителю Лазарю. Особое внимание уделяется вопросу традиций, касающихся дохристианского базиса народной культуры, и основам русского средневекового мировоззрения.

 

Ключевые слова: русское средневековое мировоззрение, духовные стихи, иконопись Карелии, святитель Лазарь, притча, сказка, фабула, иконография

 

Abstract: The article covers the aspects related to genre-specific forms and their interpenetration through the example of spiritual poems and icons dedicated to St. Lazarus. Particular attention is paid to the issue of traditions related to the pre-Christian basis of folk culture, and to the basics of the Russian medieval worldview.

 

Keywords: Russian medieval worldview, spiritual poems, iconography of Karelia, St. Lazarus, parable, fairy tale, plot, iconography

 

Е. Г. Окунева, Д. Е. Крапивина

Эрнст Кшенек в Дармштадте | 48–60

ERNST KRENEK IN DARMSTADT

 

Аннотация: Данная работа посвящена деятельности австрийско-американского композитора Эрнста Кшенека (1900–1991) в рамках летних международных курсов Новой музыки в Дармштадте. В статье освещается история взаимоотношений Кшенека с руководителями курсов, прослеживается рецепция его сочинений в западной Европе, излагаются принципы организации отдельных сериальных пьес композитора, раскрываются причины его отчуждения и окончательного разрыва отношений с Кранихштайнским музыкальным институтом.

 

Ключевые слова: Эрнст Кшенек, Дармштадские летние курсы, Вольфганг Штайнеке, двенадцатитоновая музыка, сериализм, «Сестина»

 

Abstract: This paper is devoted to the activities of the Austrian-American composer Ernst Krenek (1900–1991) in the framework of Darmstadt International Summer Courses for New Music. The article covers the history of Krenek’s relations with the leaders of the courses, traces the reception of his compositions in Western Europe, outlines the principles of organizing individual serial compositions, reveals the reasons for his alienation and the final break in relations with the Kranichstein Music Institute.

 

Keywords: Ernst Krenek, Darmstadt International Summer Courses for New Music, Wolfgang Steinecke, twelve-tone music, serialism, “Sestina”

 

А. А. Утробин, Сун Чи

Некоторые особенности работы пианиста над вокальным циклом | 61–87

SOME FEATURES OF THE PIANIST’S WORK ON THE VOCAL CYCLE “FOUR SEASONS OF OUR MOTHERLAND” BY ZHENG QIUFENG

 

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности работы пианиста-концертмейстера с певцом на примере изучения вокального цикла «Времена года» китайского композитора Чжэн Цюйфэна. Проводится анализ основных направлений деятельности пианиста при реализации указанного творческого проекта – педагогическая работа с вокалистом, самостоятельная работа над фортепианной партией и совместная работа над интерпретацией. Приводится ряд практических рекомендаций по изучению и исполнению указанного цикла.

 

Ключевые слова: Чжэн Цюйфэн, вокальный цикл «Времена года», концертмейстер, пианист, совместная работа концертмейстера и вокалиста

 

Abstract: The article discusses some specific features of the work of the pianist-accompanist with the singer through the example of studying the “Four Seasons of Our Motherland” vocal cycle by the Chinese composer Zheng Qiufeng. The analysis of the main activities of the pianist during the implementation of this creative project – pedagogical work with the vocalist, independent work on the piano part and joint work on the interpretation – is carried out. A number of practical recommendations for studying and performing the cycle are given.

 

Keywords: Zheng Qiufeng, vocal cycle “Four Seasons of Our Motherland”, accompanist, pianist, collaboration of accompanist and vocalist

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru