Музыкальный журнал Европейского Севера № 3(15), 2018 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

О. Ю. Жукова
Звуковая выразительность в вепсских фольклорных произведениях | 1-9

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

О. В. Никифорова
Полистилистика в «Песнях Ариэля» Д. Смирнова на слова У. Шекспира | 10-18

 

ИЗ ПРОШЛОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ

О. А. Бочкарёва
Рунический напев как стимул творческого процесса | 19-29

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Копосова
Республиканская олимпиада по сольфеджио для ДМШ и ДШИ: опыт сотрудничества школы и вуза | 30-44

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

О. Ю. Жукова

Звуковая выразительность в вепсских фольклорных произведениях | 1–9

SOUND EXPRESSIVENESS IN VEPSIAN FOLKLORE TEXTS

 

Аннотация: В статье анализируется функционирование такого фонологического средства выразительности как аллитерация в устнопоэтической традиции вепсов. Выделяемые типы начального созвучия по интенсивности и продолжительности аллитерационной цепочки проиллюстрированы текстовыми примерами из различных жанров, записанных у разных локальных групп вепсов. Для языка фольклора, стремящегося к созданию этого стилистического приёма, наиболее используемой представляется сильная аллитерация и объединение двух рядом стоящих слов, зачастую закрепляющихся как традиционная формула.

 

Ключевые слова: вепсский фольклор, аллитерация, стилистический приём, песня, причитание, кумулятивная песня-сказка, загадка, пословица, заговор

 

Abstract: The article analyzes the functioning of such a phonological means of expressiveness as alliteration in the oral tradition of the Veps. The types of initial consonance that can be distinguished by the intensity and duration of the alliterative chain are illustrated by text examples from various genres, recorded from different local groups of the Veps. The language of folklore, striving to create such a stylistic technique, seems to most commonly use strong alliteration and unification of two adjacent words, which are often fixed as a traditional formula.

 

Keywords: Vepsian folklore, alliteration, stylistic device, song, lamentation, cumulative song-tale, riddle, proverb, spell

 

 

О. В. Никифорова

Полистилистика в «Песнях Ариэля» Д. Смирнова на слова У. Шекспира | 10–18

POLYSTYLISTICS IN THE SMIRNOV'S “SONGS OF ARIEL” TO THE WORDS BY WILLIAM SHAKESPEARE

 

Аннотация: В цикле Дмитрия Смирнова «Песни Ариэля» («Ariel’s Songs») органично соединяются современные композиционные техники, характерные для авторского стиля, и традиции искусства Елизаветинской Англии. Автор создаёт аллюзию на раннебарочный консорт, обращается к аутентичному варианту вербального текста, цитирует песню композитора шекспировского театра Роберта Джонсона, использует приёмы инструментального театра. Такой тип стилевого диалога позволяет говорить о симбиотическом виде полистилистики.

 

Ключевые слова: вокальный цикл, полистилистика, цитирование, серийность, Шекспир

 

Abstract: The cycle “Ariel's Songs” by Dmitri Smirnov combines modern composition techniques that are illustrative of the author's style, and art traditions of the Elizabethan England. The author creates an allusion to the early Baroque consort, refers to the authentic version of the verbal text, quotes the song of the Shakespeare's theater composer Robert Johnson, and uses instrumental theater techniques. This type of style dialogue allows us to talk about the symbiotic type of polystylistics.

 

Keywords: vocal cycle, polystylistics, quotation, seriality, Shakespeare

 

О. А. Бочкарёва

Рунический напев как стимул творческого процесса | 19–29

RUNIC TUNE AS THE STIMULUS OF THE CREATIVE PROCESS

 

Аннотация: В основу настоящей статьи положен ранее не публиковавшийся доклад О. А. Бочкарёвой, прочитанный ею на конференции «Художественное творчество: эстетические, психологические, методические проблемы» в июне 1985 года. В этом тексте автор предпринимает одну из первых попыток обобщить те варианты претворения рунического напева или его отдельных признаков, которые сложились в музыке композиторов Карелии, созданной в 1950–1980 годы.

 

Ключевые слова: рунический напев, музыка композиторов Карелии, варианты отражения рунического напева в композиторском творчестве

 

Abstract: The article was created on the basis of a previously unpublished report by Olga A. Bochkaryova which was read at the conference “Artistic Creativity: Aesthetic, Psychological, Methodological Problems” in June, 1985. In this text, the author undertakes one of the first attempts to summarize the versions of the realization of the runic tune and its specific features that have developed in the music of the composers of Karelia, composed in 1950–1980.

 

Keywords: runic tune, music by the composers of Karelia, versions of the runic tune reflected in compositional work

 

И. В. Копосова

Республиканская олимпиада по сольфеджио для ДМШ и ДШИ: опыт сотрудничества школы и вуза | 30–44

REPUBLICAN SOLFEGGIO OLYMPIAD FOR MUSIC SCHOOLS AND ART SCHOOLS: THE EXPERIENCE OF COOPERATION BETWEEN THE SCHOOL AND THE CONSERVATOIRE

 

Аннотация: В статье обобщаются изменения, произошедшие в организации и формах проведения Республиканской олимпиады по сольфеджио в период с 2011 по 2017 год. Это мероприятие уже более 20 лет организуется в Петрозаводске на базе ДШИ имени М. А. Балакирева. В обозначенные сроки задания и структура Олимпиады разрабатывались совместно педагогами школы и кафедры теории музыки и композиции ПГК имени А. К. Глазунова. В статье рассматриваются мероприятия, проводимые в эти годы в рамках олимпиады, приводятся примеры заданий, статистика участников и победителей разных лет.

 

Ключевые слова: Республиканская олимпиада по сольфеджио, устные и письменные задания по сольфеджио, рабочий лист

 

Abstract: The article summarizes the changes in the organization and the forms of the Republican Solfeggio Olympiad during the period from 2011 to 2017. The event has been organized at the premises of the Balakirev School of Arts for the last 20 years. Within specified time the assignments and the structure of the Olympiad were developed collaboratively by the teachers of the school and the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire. The article covers the events held within the framework of the Olympics, gives examples of the tasks and statistics of the participants, and lists winners of different years.

 

Keywords: Republican Solfeggio Olympiad, oral and written assignments for solfeggio, worksheet

 

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru