Музыкальный журнал Европейского Севера № 2(14), 2018 г.
Содержание
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
И. В. Копосова, В. Д. Дёмин
Композиторская техника в сочинениях для струнных Арво Пярта | 1-21
М. В. Кундозерова
Термин «руна» в трудах фольклористов и этномузыковедов: значение и перспективы использования | 22-31
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
О. В. Канина
О стилистике сонаты для фагота (флейты) и basso continuo f-moll TWV 41:f1 Г. Ф. Телемана | 32-45
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Р. Слюжинскас
Русский фольклор в Клайпеде (на примере художественной деятельности ассоциации русского фольклора «Вечёра» и фольклорной студии «Веретёнце») | 46-62
ПОДРОБНЕЕ
И. В. Копосова, В. Д. Дёмин Композиторская техника в сочинениях для струнных Арво Пярта | 1–21 COMPOSING TECHNIQUE IN STRING PIECES OF ARVO PÄRT |
Аннотация: В статье рассматриваются особенности композиторской техники в сочинениях, созданных Арво Пяртом для струнных инструментов. Хотя этот автор неоднократно высказывался о нейтральном отношении к категории тембра в музыке, совокупный взгляд на его творчество позволяет выявить тяготение Пярта к определённым инструментальным краскам. Звучание струнных находится в их числе. В статье анализируются несколько опусов: «Cantus in Memory of Benjamin Britten», «Trisagion», «These words». Первое демонстрирует опору на союз композиционных приёмов прошлого и настоящего, свойственный многим инструментальным опусам Пярта. Среди них ведущими являются найденные автором принципы tintinnabuli-контрапункта, техника изоритмии, приёмы аддиции и субстрации. Два других произведения опираются на текст православных молитв: он выписан в нотах, но не произносится. Следовательно, в их организации используются закономерности, свойственные вокальным опусам автора. Подводится итог: знакомство с сочинениями для струнных способно составить комплексное представление о композиторском письме Арво Пярта.
Ключевые слова: Арво Пярт, tintinnabuli, изоритмия, аддиция, субстрация, «Cantus in Memory of Benjamin Britten», «Trisagion», «These words»
Abstract: The peculiarities of composing techniques in pieces for string instruments created by Arvo Pärt are discussed in the article. Despite the fact that this author has many times talked about his impersonal posture to the category of tone in music, a collective view on his works can define his leaning towards some particular instrumental colors, including the sound of string instruments. Several opuses (“Cantus in Memory of Benjamin Britten”, “Trisagion”, “These words”) are analyzed in the article. The first one demonstrates the agreement of composing techniques of the past and the present, which are common for many instrumental opuses of Pärt. The lead among them belongs to tintinnabuli counterpoint principals, the technique of isorhythm, musical techniques of addition and substration. Two other pieces are based on the text of Orthodox prayers, it’s written in notes, but is not pronounced. As a consequence, patterns common for vocals opuses of the author are used in their organization. We can make a conclusion that the acquaintance with the string pieces can give a complex insight into the composing writing of Arvo Pärt.
Keywords: Arvo Pärt, tintinnabuli, isorhythm, addition, substration, “Cantus in Memory of Benjamin Britten”, “Trisagion”, “These words”
М. В. Кундозерова Термин «руна» в трудах фольклористов и этномузыковедов: значение и перспективы использования | 21–31 THE TERM “RUNE” IN THE WORKS OF FOLKLORISTS AND ETHNOMUSICOLOGISTS: IMPORTANCE AND USAGE PERSPECTIVES |
Аннотация: В статье освещается проблема определения и использования термина «руна» в работах отечественных фольклористов и этномузыковедов. Даётся краткий экскурс в историю появления данного термина, его употребления в исследовательских трудах и предлагается вариант его определения с учётом контекста его применения.
Ключевые слова: руна, калевальская метрика, эпическая песня, жанры карельского фольклора, Калевала, этномузыковедение
Abstract: The article covers the problem of defining and using the term "rune" in the works of domestic folklorists and ethnomusicologists. The author gives a brief excursion into the history of the appearance of this term, its usage in research papers and suggests a variant of its definition which takes into account the context of its application.
Keywords: rune, Kalevala metric, epic song, genres of Karelian folklore, Kalevala, ethnomusicology
О. В. Канина О стилистике сонаты для фагота (флейты) и basso continuo f-moll TWV 41:f1 Г. Ф. Телемана | 32–45 ABOUT THE STYLE OF THE SONATA FOR BASSOON (FLUTE) AND BASSO CONTINUO f-moll TWV 41:f1 G. F. TELEMANN |
Аннотация: Статья посвящена выявлению индивидуальных стилевых черт в сонате для фагота (флейты) и basso continuo f-moll TWV 41:f1 Г. Ф. Телемана, одного из ярких представителей позднего барокко в музыкальном искусстве Германии.
Ключевые слова: Германия, барокко, камерная музыка, соната для фагота (флейты) и basso continuo f-moll TWV 41:f1, Г. Ф. Телеман
Abstract: The article is devoted to the identification of individual style features in the Sonata for bassoon (flute) and basso continuo f-moll TWV 41:f1 G. F. Telemann, one of the prominent representatives of the late Baroque in the musical art of Germany.
Keywords: Germany, Baroque, chamber music, sonata for bassoon (flute) and basso continuo f-moll TWV 41:f1, G. F. Telemann
Р. Слюжинскас Русский фольклор в Клайпеде (на примере художественной деятельности ассоциации русского фольклора «Вечёра» и фольклорной студии «Веретёнце») | 46–62 RUSSIAN FOLKLORE IN KLAIPEDA (THROUGH THE EXAMPLE OF THE ARTISTIC ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FOLKLORE ASSOСIATION “VECHIORA” AND THE FOLKLORE PROJECT GROUP “VERETIONCE”) |
Аннотация: К окончанию Второй мировой войны в Клайпеде произошли социальные изменения, повлекшие уменьшение числа местных двуязычных (литовских и немецких) жителей – почти все оставшиеся в живых переехали в Германию. В настоящее время около 165 тысяч жителей Клайпеды составляют литовцы (около 75–80%), живущие бок о бок с представителями других этнических и национальных групп (около 20–25%), приглашённых и нанятых советской администрацией в период с 1950 по 1970 год для восстановления морского порта Клайпеды, а также судостроительной и других городских отраслей. Основная их часть – более 20 тысяч человек – русскоязычные граждане Клайпеды. Ещё один сегмент населения составляют этнические группы, которые поселились в Клайпеде в течение последних 20 лет, после того, как государственные границы независимой Литвы были открыты для остальной части Западной Европы. Российские, белорусские, немецкие, еврейские, украинские, польские, латышские, татарские, армянские, азербайджанские и другие национальные меньшинства стали неотъемлемой частью социальной и культурной жизни в современной Клайпеде. В 2012 году в муниципалитете Клайпеды был открыт Центр национальных меньшинств. В свете данных исторических фактов цель статьи – рассмотреть возможности российского национального сообщества в поддержании и продвижении своих этнических корней и традиций в городе в настоящее время. Пример русских фольклорных групп «Веретёнце» и «Вечёра» (руководитель – Мария Серебрякова) был взят для иллюстрации и отражения данного процесса.
Ключевые слова: народные культуры, Клайпеда, русский фольклор, «Веретёнце», «Вечёра», Мария Серебрякова
Abstract: By the end of the Second World War social changes took place in the city of Klaipėda which resulted in the decrease of the population of local bilingual (Lithuanian and German) residents – almost all of the survivors had moved to Germany. At the present time approximately 165.000 citizens of Klaipėda consist of Lithuanians (about 75–80%) living side-by-side with representatives of other ethnic and national groups (about 20–25%) invited and employed by the Soviet administration in the period from 1950 till 1970 for rebuilding the seaport of Klaipėda along with the shipbuilding and other urban industries. The main part of them (over 20.000 persons) consists of Russian-speaking Klaipėda citizens. Another segment of the population is constituted by the ethnic groups that have settled in Klaipėda in the last 20 years, after the state borders of independent Lithuania were opened to the rest of Western Europe. The Russian, Belorussian, German, Jewish, Ukrainian, Polish, Latvian, Tartar, Armenian, Azerbaijani, and other national minorities have become an integral part of the social and cultural life in contemporary Klaipėda. The Centre for National Minorities opened at Municipality of Klaipėda in 2012. In the light of these historical facts, the goal of the article is to discuss the possibilities of the Russian national society to maintain and promote their ethnic roots and traditions in the city at the present time. The example of Russian folklore groups “Veretionce” and “Vechiora” (head Marija Serebriakova) was taken to illustrate and to reflect this process.
Keywords: national minorities, Klaipeda, Russian folklore, “Veretionce”, “Vechior”, Marija Serebriakova