Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(13), 2018 г.
Содержание
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
И. В. Копосова
«Сюита в старинном стиле»: версии Альфреда Шнитке и Бориса Напреева | 1-18
Я. Орас
Об исполнительском воссоздании архаических сетуских звукорядов: социальные и педагогические аспекты проблемы | 19-25
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
А. А. Войтович, Н. А. Шамрай
Использование компьютерных технологий при анализе звука аэрофона коми-зырян куима чипсан | 26-41
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Н. М. Хузина
Слово об Учителе | 42-48
ПОДРОБНЕЕ
И. В. Копосова «Сюита в старинном стиле»: версии Альфреда Шнитке и Бориса Напреева | 1–18 “SUITE IN THE OLD STYLE”: VERSION BY ALFRED SCHNITTKE AND BORIS NAPREEV |
Аннотация: Статья посвящена сравнению двух «Сюит в старинном стиле» – Альфреда Шнитке (1972) и Бориса Напреева (1984). Оба сочинения возникли на основе уже готовой музыки. Сюита Шнитке составлена из фрагментов кинопартитур двух фильмов («Похождения зубного врача», 1965 и «Спорт, спорт, спорт», 1970; режиссёр обеих лент – Элем Климов). Сюита Напреева отделилась от «Северного альбома» для виолончели и фортепиано (1983–1984), в рамках которого уже представляла собой законченный цикл. В статье анализируются особенности исходного материала двух сочинений, а также принципы, на которые опирался каждый автор, создавая новый опус на основе имеющейся музыки. В результате анализа делается вывод о несхожести двух сюит между собой. Сюита Шнитке является стилизацией, а поскольку она собрана из готового материала, то оказывается близка циклам XIX века – сюитам из балетных номеров или из музыки к драматическим спектаклям. Цикл Напреева тяготеет к работе по модели, он изначально цельный, продолжает и развивает традиции барочной танцевальной сюиты. В целом, несмотря на скромные масштабы, каждое сочинение отразило круг идей и направлений творческого поиска, свойственный для каждого из авторов.
Ключевые слова: А. Шнитке, Б. Напреев, «Сюита в старинном стиле», стилизация, работа по модели
Abstract: The article compares two “Suites in the old style” by Alfred Schnittke (1972) and Boris Napreev (1984). Both compositions emerged on the basis of ready-made music. The suite by Schnittke is made from some fragments of two music scores for two films (“Adventures of the dentist”, 1965 and “Sport, sport, sport”, 1970; both directed by Elem Klimov).The suite by Napreev was extracted from the “Northern Album” for violoncello and piano (1983–1984), as it was already there as an independent cycle. The article analyzes the source material of two works, the principles of construction of two suites that the author used when creating the new opus on the basis of the existing music. The analysis leads to the conclusion that the suites do not have many similarities. The suite by Schnittke is a stylization. This work is made of finished material and is thus close to cycles of the 19th century – suites from ballet numbers or from music to dramatic performances.The suite by Napreev resembles work on a model, it is originally wholesome. The work by Napreev continues and develops the traditions of the Baroque dancing suite. In general, despite the modest size, each composition reflected the ideas and directions of the creative search of the authors.
Keywords: A. Schnittke, B. Napreev, “Suite in the old style”, stylization, work on a model
Я. Орас Об исполнительском воссоздании архаических сетуских звукорядов: социальные и педагогические аспекты проблемы | 19–25 REVIVAL OF THE ARCHAIC SCALE IN SETO TRADITIONAL MUSIC: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS |
Аннотация: Архаичный лад в сетуской традиционной музыке – лад полутон-полуторатон – почти иcчез из спонтанной устной традиции сету. Некоторые молодые певцы стараются его возродить, поскольку этот уникальный лад важен для идентитета сетуской общины, и, потому что он звучит интересно и экзотично. Непривычная музыкальная система требует сознательного изучения и специальной учебной методики, которая описывается в данной статье.
Ключевые слова: сетуская многоголосная песенная традиция, прикладная этномузыкология, этнический идентитет, лады в традиционной музыке
Abstract: Archaic scale in Seto traditional music – one-three-semitone scale – has almost disappeared from spontaneous singing tradition. As this unique scale has become an important component of Seto community identity, and as it sounds fascinating as well as exotic, there is a movement to revitalize it. The unfamiliar musical system needs conscious studying and special learning methodology, which is introduced in the present article.
Keywords: Seto multipart singing tradition, applied ethnomusicology, ethnic identity, scales of traditional music
А. А. Войтович, Н. А. Шамрай Использование компьютерных технологий при анализе звука аэрофона коми-зырян куима чипсан | 26–41 USING COMPUTER TECHNOLOGIES FOR ANALYZING THE SOUND OF THE KOMI-ZYRIAN AEROPHONE KUIMA CHIPSAN |
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы анализа звука традиционных инструментов коми-зырян куима чипсан с помощью современных компьютерных технологий. Спектральный анализ звуков, сравнительное изучение компьютерных и слуховых расшифровок позволяет «увидеть» традиционную музыку под новым углом зрения, более точно определить неподвластные слуху акустические свойства музыкальных инструментов.
Ключевые слова: музыкальный инструмент, аэрофон, флейта Пана, финно-угорские народы, коми-зыряне, спектральный анализ звука, компьютерные технологии
Abstract: The article deals with the analysis of the sound of traditional Komi-Zyrian instruments (kuima chipsan) by using modern computer technologies. The spectral analysis of the sounds and the comparative study of computer and acoustical transcriptions of musical instrumental tunes allow to "see" the traditional music from a new perspective and also to determine more accurately the acoustic properties of musical instruments that are not caught by hearing.
Keywords: musical instrument, aerophone, panpipe, Finno-Ugrians, Komi-Zyrians, spectral analysis of the sound, computer technologies
Н. М. Хузина Слово об Учителе | 42–48 WORD ABOUT THE TEACHER |
Аннотация: Статья приурочена к 80-летию профессора У Ген-Ира и посвящена его педагогической деятельности на кафедре хорового дирижирования Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. Автор, размышляя о методико-педагогических аспектах процесса обучения, отмечает исключительное значение личности педагога и её влияние на профессиональное становление студентов. Среди выпускников класса профессора У Ген-Ира есть специалисты, осуществляющие в настоящее время разнообразную музыкально-педагогическую и исполнительскую деятельность как в Карелии, так и за её пределами.
Ключевые слова: У Ген-Ир, педагогическая деятельность, хоровое дирижирование, методические принципы, педагогические технологии, ученики
Abstract: The article is dedicated to the 80th anniversary of professor U Gen-Ir and is devoted to his educational work at the Choral Conducting Department of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire. The author, reflecting on the methodological and pedagogical aspects of the teaching process, notes the exceptional importance of the teacher's personality and its impact on the students’ professional development. There are specialists among the graduates of the class of professor U Gen-Ir who are currently carrying out a variety of musical, pedagogical and performing activities both in Karelia and abroad.
Keywords: U Gen-Ir, pedagogical activity, choral conducting, methodological principles, pedagogical technologies, students