Музыкальный журнал Европейского Севера № 4(12), 2017 г.
Содержание
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
С. В. Косырева
Вепсская тема в трудах Т. В. Краснопольской | 1-11
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Е. Е. Никулина
Образ Святителя Николая в иконописи и духовных стихах древней Карелии (к вопросу о семантических формах) | 12-24
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
В. А. Швецова
Севернокарельские свадебные плачи: ритмическая организация поэтических текстов в координации с музыкально-ритмической структурой | 25-43
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Б. Р. Турчинский
Виталий Фартушный: «Гобоя звук чарующий» | 44-67
ПОДРОБНЕЕ
С. В. Косырева Вепсская тема в трудах Т. В. Краснопольской | 1–11 VEPSIAN THEME IN THE WORKS OF TAMARA V. KRASNOPOLSKAYA |
Аннотация: В статье рассматриваются аспекты, связанные с вепсской темой в трудах карельского учёного Т. В. Краснопольской (1937–2015). Проблема изучения этнической музыки вепсов выявляется в контексте исследования межэтнических взаимодействий в певческом фольклоре народов Северо-Запада России – вектора научного творчества учёного. Анализируется подход Т. В. Краснопольской к изучению отражения особенностей художественного мышления вепсов в заимствуемом ими материале, в частности, характере воплощения художественного хронотопа в культуре вепсов.
Ключевые слова: Т. В. Краснопольская, этномузыковедение, музыкальное финноугроведение, Е. В. Гиппиус, вепсы, певческий тембр, интонирование, Межозерье, хронотоп, этническая музыка вепсов, певческие традиции народов Карелии
Abstract: The article covers the aspects related to the Vepsian theme in the works of the Karelian scientist Tamara V. Krasnopolskaya (1937–2015). The problem of studying Vepsian ethnic music is revealed in the context of the study of interethnic interactions in the singing folklore of the peoples of the Northwest of Russia – the vector of the scientific work of the scientist. The author analyses Tamara V. Krasnopolskaya's approach to the study of the reflection of the features of the Vepsian artistic thinking in the borrowed material, particularly in the character of the embodiment of the artistic chronotope in Vepsian culture.
Keywords: Tamara V. Krasnopolskaya, ethnomusicology, musical Finno-Ugric studies, E. V. Gippius, Vepsians, singing timbre, intonation, Mezhozerye, chronotope, Vepsian ethnic music, singing traditions of the peoples of Karelia
Е. Е. Никулина Образ Святителя Николая в иконописи и духовных стихах древней Карелии (к вопросу о семантических формах) | 12–24 THE IMAGE OF SAINT NICHOLAS IN THE ICONOGRAPHY AND SPIRITUAL VERSES OF ANCIENT KARELIA (TO THE QUESTION OF SEMANTIC FORMS) |
Аннотация: В статье рассматриваются аспекты, связанные с общностью семантических форм отдельных иконописных сюжетов и текстов духовных стихов, посвящённых святителю Николаю на примере известной поэтической редакции «Спасение Василия от сарацин». Выявляются стилистические и смысло-содержательные взаимосвязи канонического изображения и адаптированного в народе стихотворного произведения. Особое внимание уделяется вопросу традиций, связанных с дохристианским базисом народной культуры и основами русского средневекового мировоззрения.
Ключевые слова: иконопись Карелии, житийные иконы, житие Святителя Николая, духовные стихи, стилевые формы, средневековое славянское мировоззрение, языческие «маркеры», повествовательная модель
Abstract: The article covers the aspects related to the commonness of the semantic forms of selected icon-painting themes and texts of spiritual verses dedicated to St. Nicholas by the example of the well-known poetic edition “The Salvation of Basil from the Saracens”. The stylistic and content-rich interrelations between the canonical image and the adapted by the people poetic work are revealed. Particular attention is paid to the issue of traditions associated with the pre-Christian basis of folk culture and the foundations of the Russian medieval worldview.
Keywords: Iconography of Karelia, hagiographic icons, The life of St. Nicholas, spiritual verses, stylistic forms, medieval Slavic worldview, pagan markers, narrative model
В. А. Швецова Севернокарельские свадебные плачи: ритмическая организация поэтических текстов | 25–43 NORTH KARELIAN WEDDING LAMENTATIONS: RHYTHMIC ORGANIZATION OF POETIC TEXTS IN COORDINATION WITH THE MUSICAL-RHYTHMIC STRUCTURE |
Аннотация: Предметом исследования в статье является специфика организации поэтических текстов севернокарельских свадебных плачей. Рассматривается ритмика причётных текстов как самостоятельный способ структурирования поэтической ткани с помощью разного рода звуковых повторов вне связи с напевом, анализируются особенности координации поэтического текста и музыкально-ритмической структуры причитаний.
Ключевые слова: севернокарельские свадебные плачи; ритмика причётных текстов; звуковые повторы; музыкально-ритмическая структура причитаний
Abstract: The subject of the research in the article is the specifics of the organization of the poetic texts in the North Karelian wedding lamentations. The rhythmics of the lamentation texts is viewed as an independent way of structuring poetic tissue with the help of various kinds of sound repetitions out of alignment with the chant, the features of coordinating the poetic text and the musical-rhythmic structure of the lamentations are analyzed.
Keywords: North Karelian wedding lamentations; rhythmics of the lamentation texts; sound repetitions; musical-rhythmic structure of lamentations
Б. Турчинский Виталий Фартушный: «Гобоя звук чарующий» | 44–67 VITALIY FARTUSHNY: “THE CAPTIVATING SOUND OF THE OBOE” |
Аннотация: Очерк посвящён деятельности профессора по кафедре духовых и ударных инструментов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, гобоиста Виталия Петровича Фартушного. Автор рассказывает о творческой судьбе, годах учёбы, становлении высокопрофессионального исполнителя, о его вкладе в развитие гобоя. Представлена многогранная деятельность музыканта: исполнительская, педагогическая, публицистическая, общественная.
Ключевые слова: В. П. Фартушный, гобой, симфонический оркестр, духовой оркестр, Петрозаводская консерватория, В. М. Курлин
Abstract: The essay covers the work of the professor of the Brass, Woodwind and Percussion Department of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire, oboist Vitaliy Petrovich Fartushny. The author describes the creative destiny, years of study, the formation of the highly professional performer, his weighty contribution to the development of the oboe. The multifaceted activity of the musician as a performer, a teacher, a publicist and a public figure is presented.
Keywords: Vitaliy P. Fartushny, oboe, symphony orchestra, orchestra of wind instruments, Petrozavodsk conservatoire, V. M. Kurlin