Музыкальный журнал Европейского Севера № 4(20), 2019 г.

 

 

Содержание

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

М. Г. Долгушина
Валерий Гаврилин и его современники | 1-10

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

О. Ю. Жукова
Структурно-стилистические характеристики вепсских заговорных текстов | 11-20

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

М. В. Калимова, Л. А. Купец
Хоровое творчество Цезаря Кюи: истоки и предпосылки развития хорового стиля композитора | 21-35

 

А. П. Дедюрин
Адаптация баянной фактуры в переложениях для аккордеона: некоторые наблюдения | 36-50

 

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

М. С. Александрова, В. А. Швецова
Музыкальная специфика йойг норвежских саами | 51-71

 

 

ПОДРОБНЕЕ

 

М. Г. Долгушина

Валерий Гаврилин и его современники | 1–10

VALERY GAVRILIN AND HIS CONTEMPORARIES

 

Аннотация: Статья представляет итоги Всероссийской научно-практической конференции «Валерий Гаврилин и его современники», состоявшейся 4–6 октября 2019 года в Вологде и посвящённой 80-летнему юбилею композитора. Обозначены основные направления работы конференции, кратко охарактеризовано содержание докладов.

 

Ключевые слова: Валерий Гаврилин, композитор, творчество, Всероссийская научно-практическая конференция, доклад

 

Abstract: The article introduces the results of the All-Russian scientific-practical conference “Valery Gavrilin and his contemporaries”, held on October 4-6, 2019 in Vologda and dedicated to the 80th anniversary of the composer. Focus areas of the conference are outlined, contents of the reports are briefly described.

 

Keywords: Valery Gavrilin, composer, art, All-Russian scientific-practical conference, report

 

 

О. Ю. Жукова

Структурно-стилистические характеристики вепсских заговорных текстов | 11–20

STRUCTURAL AND STYLISTIC CHARACTERISTICS OF VEPSIAN VERBAL CHARMS’ TEXTS

 

Аннотация: В статье анализируются структурные особенности заговоров вепсов, с выделением устойчивых формул в зачине и закрепке текста. Мотив избавления от болезни репрезентируется использованием глаголов «прогонять», «очищать», а также уничтожать другими способами, исходящими из арсенала помогающего существа. Из фонологических стилистических композиционных средств в заговорно-заклинательных текстах выделяется аллитерация и различные повторы.

 

Ключевые слова: вепсский фольклор, заговорный текст, структурные части, аллитерация, стилистический приём

 

Abstract: The article analyzes the structural features of Vepsian verbal charms, with a separate indication of stable formulas in the “beginning” and in the “endline” of the text. The motive of getting rid of the disease is represented by the use of the verbs “send away”, “cleanse”, and also destroy in other ways, coming from the arsenal of a helping creature. Alliteration and various repetitions stand out from the phonological stylistic compositional means in the texts of verbal charms.

 

Keywords: Vepsian folklore, verbal charm, structural parts, alliteration, stylistic device

 

 

М. В. Калимова, Л. А. Купец

Хоровое творчество Цезаря Кюи: истоки и предпосылки развития хорового стиля композитора | 21–35

CHOIR MUSIC BY CESAR CUI: THE SPECIFICS OF THE COMPOSER 'S CHORAL STYLE FORMATION

 

Аннотация: В статье анализируется хоровое творчество Ц. А. Кюи с позиции влияния европейских и русских музыкантов на формирование авторского стиля. Отмечена специфика этнического происхождения композитора, детские и юношеские впечатления, окружение и знакомства Кюи в разные годы жизни. Среди них выделены влияние французской культуры и музыки Ф. Шопена, а также произведений М. Балакирева, А. Даргомыжского и А. Серова. На основе высказываний Кюи-критика и музыкального писателя акцентируются важные для него особенности вокальной музыки и его творческие и стилистические установки как хорового композитора.

 

Ключевые слова: хоры без сопровождения, музыкальная критика, национальное в музыке, романтизм, стиль модерн, «Могучая кучка»

 

Abstract: The article analyzes the choir musical works of С. Сui from the point of view of the influence of European and Russian musicians on the formation of the author's style. The specifics of the composer 's ethnic origin, childhood and youth experience, environment and contacts of Cui in different years of life are noted. Among them are the influence of the French culture and music of Chopin, as well as the works of M. Balakirev, A. Dargomyzhsky and A. Serov. Based on the remarks of Cui-critic and music writer, features of vocal music, important for him, and his creative and stylistic settings as a choir composer are emphasized.

 

Keywords: choirs a capella, music criticism, nationalism in music, romanticism, Art Nouveau, The Five (the New Russian School)

 

 

А. П. Дедюрин

Адаптация баянной фактуры в переложениях для аккордеона: некоторые наблюдения | 36–50

ADAPTATION OF BAYAN TEXTURE IN ARRANGEMENTS FOR ACCORDION: SOME OBSERVATIONS

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам адаптации для аккордеона фактуры произведений, первоначально предназначенных для баяна. Объектом изучения в статье стали те баянные опусы, нотный текст которых имеет фрагменты, изложенные самими композиторами в двух версиях: и для баяна, и для аккордеона. На основе их анализа выявлены различные приёмы, возникающие в подобных переложениях, а также показано их применение на практике.

 

Ключевые слова: переложение, аккордеон, адаптация, сонорика, фактура, В. А. Золотарёв, В. Д. Зубицкий, О. И. Меремкулов, В. А. Семёнов, И. Фельд

 

Abstract: The article covers the questions of adapting for accordion the texture of works originally intended for bayan. The object of study in the article are those bayan opuses, where musical text has fragments presented by the composers themselves in two versions: for bayan and for accordion. Based on their analysis, various techniques that arise in such arrangements are identified, and their practical application is shown.

 

Keywords: arrangement, accordion, adaptation, sonorism, texture, V. A. Zolotarev, V. D. Zubitsky, O. I. Meremkulov, V. A. Semenov, I. Feld

 

 

М. С. Александрова, В. А. Швецова

Музыкальная специфика йойг норвежских саами | 51–71

MUSICAL SPECIFICS OF THE NORWEGIAN SAMI YOIK

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы музыкальной специфики йойг норвежских саами – музыкально-поэтических импровизаций, выполняющих в традиционной культуре этноса разнообразные функции. Выявление особенностей ритмической и звуковысотной организации йойг осуществляется при помощи структурно-типологического метода исследования.

Основу напевов йойг составляют краткие, лаконичные формулы, повторяющиеся с минимальным мелодико-ритмическим варьированием. Напев йойги складывается путем нанизывания и свободного комбинирования сходных и контрастных структурных элементов, не выполняющих определённой функции в рамках музыкальной композиции, которая имеет подобие «кольцевой формы». К специфическим чертам йойг относится и звукоподражательность, характеризующая включённость традиции саами в природный ландшафт.

 

Ключевые слова: певческая традиция, йойги, норвежские саами, певческие импровизации, звукоподражания, асемантические слоги

 

Abstract: The article covers questions of musical specifics of the Norwegian Sami yoik – musical and poetic improvisations, which perform various functions in the ethnical traditional culture. The characteristics of rhythmic and pitch organization of joik are identified by means of the structural-typological research method.

The basis of yoik tunes are short, concise formulas repeated with minimal melodic-rhythmic variation. The tune of the yoik is formed by string-like arrangement and free combination of similar and contrasting structural elements that do not perform a certain function within a musical composition that resembles a “ring form”. Among the specific features of the yoiks is onomatopoeia, which characterizes the inclusion of the Sami tradition in the natural landscape.

 

Keywords: singing tradition, yoik/yoiking/joig, Norwegian Sami, singing improvisations, onomatopoeias, nonsemantic syllables

Электронный научный журнал

ISSN 2413-0486

 

Входит в индекс ERIH PLUS

 

Входит в Перечень Российских
рецензируемых научных журналов ВАК

5.10.3. Виды искусства (искусствоведение)

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru