Музыкальный журнал Европейского Севера № 1(9), 2017 г.

 

 

Содержание

 

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Т. В. Краснопольская
Становление и развитие этномузыковедческой школы Карелии | 1-18

 

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Р. Н. Васильев
Хоровой концерт № 1 «Белая берёзонька» Василия Куликова: трактовка текста, композиционной техники, формы и драматургии | 19-35

 

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В. И. Стачинский
Формирование художественной образности Третьей симфонии Александра Белобородова на основе тембровой и фактурной драматургии (записки дирижёра) | 36-76

 

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Петряков
Феномен музыкальной памяти в исполнительской практике музыканта-инструменталиста | 77-87

 

ПОДРОБНЕЕ

 

Т. В. Краснопольская

Становление и развитие этномузыковедческой школы Карелии | 1–18

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ETHNOMUSICOLOGICAL SCHOOL IN KARELIA

 

Аннотация: В статье прослеживается история карельского этномузыковедения с конца ХIХ века. Её начальный этап связан с экспедицией по северным губерниям Песенной комиссии Императорского Русского географического общества и с первыми публикациями (Ф. М. Истомин, Г. О. Дютш). В это время закладываются основы научного подхода к собиранию и публикации эпических текстов с образцами напевов. Во второй половине XIX века закладываются основы краеведения и фольклористики (П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, Е. В. Барсов, В. Д. Лысанов). Вторая половина XX века характеризуется формированием научного подхода к исследованию певческого фольклора этносов Карелии как исторически сложившейся полиэтнической системы традиционной певческой культуры (Л. М. Кершнер, Е. В. Гиппиус, В. П. Евсеев). В начале XXI века карельская школа этномузыковедения вышла на уровень масштабного освещения полиэтнической культуры земель Северо-Запада России и проблем музыкально-исторического регионоведения.

 

Ключевые слова: этномузыковедческая школа Карелии, музыкальное финно-угроведение, музыкальный фольклор, фольклорные экспедиции, краеведение, структурно-типологический анализ, метод аналитической графики, музыкально-историческое регионоведение

 

Abstract: The article traces the history of Karelian ethnomusicology from the end of the 19th century. Its initial stage is connected with the expedition of the Song Commission of the Imperial Russian Geographical society along the Northern provinces and with the first publications (F.M. Istomin, G.O. Dyutsh). At this time, the foundations of a scientific approach to the accumulation and publication of epic texts with samples of tunes are laid. In the second half of the 19th century, the foundations of local studies and folklore studies are laid (P.N. Rybnikov, A.F. Hilferding, E.V. Barsov, V.D. Lysanov). The second half of the XX century is characterized by the formation of the scientific approach to the study of the singing folklore of the ethnic groups of Karelia as a historically established polyethnic system of traditional singing culture (L.M. Kershner, E.V. Gippius, V.P. Evseev). At the beginning of the 21st century, the Karelian school of ethnomusicology reached the level of large-scale coverage of the polyethnic culture of the lands of the Northwest of Russia and of the problems of musical historical regional studies.

 

Keywords: ethnomusicological school in Karelia, musical Finno-Ugric studies, musical folklore, folklore expeditions, local studies, structural-typological analysis, method of analytical graphics, musical-historical regional studies

 

 

Р. Н. Васильев

Хоровой концерт № 1 «Белая берёзонька» Василия Куликова: трактовка текста, композиционной техники, формы и драматургии | 19–35

THE CHORAL CONCERT № 1 “THE WHITE BIRCH” BY VASILIY KULIKOV: INTERPRETATION OF THE TEXT, COMPOSITIONAL TECHNIQUE, FORM AND DRAMATURGY

 

Аннотация: Статья посвящена Хоровому концерту № 1 «Белая берёзонька» (1984) Василия Куликова (р. 1963). Особое внимание уделено поэтическому первоисточнику, драматургии цикла, форме, музыкальному синтаксису, полиладовой и смешанной техникам. Стремясь вписать родную для себя коми-пермяцкую культуру в широкий европейский контекст, композитор обращается к высокому академическому жанру хорового концерта, к стихам коми-пермяцкого поэта Степана Караваева (1908–1974), к обработке коми-пермяцкой народной песни. В цикле соединены актуальная для того времени гражданственно-патриотическая тематика и развитие традиций новой фольклорной волны.

 

Ключевые слова: Василий Куликов, коми-пермяцкая культура, хоровой концерт, интерпретация, драматургия цикла, форма, музыкальный синтаксис, полиладовая техника

 

Abstract: The article is devoted to the Choral Concerto No. 1 “The White Birch” (1984) by Vasiliy Kulikov (b. 1963). Special attention is paid to the poetic original, the dramaturgy of the cycle, the form, musical syntax, polymodal and mixed techniques. In an effort to put his native Komi-Permian culture in a wider European context, the composer turns to the high academic genre of the choral concerto, the poems of the Komi-Permian poet Stepan Karavayev (1908–1974), the adaptation of a Komi-Permian folk song. In this cycle the author combines the relevant for that time civic and patriotic themes and the development of the traditions of a new folklore wave.

 

Keywords: Vasiliy Kulikov, Komi-Permian culture, choral concert, interpretation, dramaturgy of the cycle, form, musical syntax, polymodal technique

 

В. И. Стачинский

Формирование художественной образности Третьей симфонии Александра Белобородова на основе тембровой и фактурной драматургии (записки дирижёра) | 36–76

FORMATION OF ARTISTIC FIGURATIVENESS OF THE THIRD SYMPHONY BY ALEXANDER BELOBORODOV ON THE BASIS OF THE TIMBRE AND TEXTURE DRAMATURGY (Notes of the conductor)

 

Аннотация: В данной статье анализируется взаимодействие тембровой и фактурной драматургии в создании образно-ассоциативного пространства в Третьей симфонии Александра Белобородова. Тембровая палитра симфонического оркестра во многом обуславливает развитие музыкального материала и способствует формированию образов, непосредственно связанных с программой произведения. С точки зрения дирижёра-практика анализ противоборства общих форм звучания в данном сочинении является точкой опоры в поиске образно-выразительных средств воздействия на аудиторию.

 

Ключевые слова: Александр Белобородов, образно-ассоциативное пространство, художественный образ, тембровая и фактурная драматургия, генеральная интонация, тембровая палитра партитуры, инструментовка

 

Abstract: The article analyzes the interaction of the timbre and texture dramaturgy in the creation of the image-associative space in the Third Symphony by Alexander Beloborodov. The timbre palette of the symphony orchestra largely determines the development of the musical material and enables the formation of images directly associated with the program of the work. From the conductor-practitioner’s point of view, the analysis of the confrontation of common forms of sound in this work is the standing point in the search for figuratively expressive means of influencing the audience.

 

Keywords: Alexander Beloborodov, image-associative space, artistic image, timbre and texture dramaturgy, general intonation, timbre palette of the score, instrumentation

 

И. В. Петряков

Феномен музыкальной памяти в исполнительской практике музыканта-инструменталиста | 77–87

THE PHENOMENON OF MUSICAL MEMORY IN THE PERFORMANCE PRACTICE OF A MUSICIAN-INSTRUMENTALIST

 

Аннотация: В статье рассматривается феномен музыкальной памяти как важнейшей способности профессионального музыканта-исполнителя. С учётом многочисленных исследований психологов и теоретиков исполнительского искусства раскрывается роль музыкальной памяти в формировании сценического состояния исполнителя, обусловленного индивидуальными психологическими особенностями личности. Также даётся ряд основанных на психологических наблюдениях опытных исполнителей и педагогов рекомендаций, способствующих успешному освоению музыкального материала на деревянном духовом инструменте.

 

Ключевые слова: музыкальная память, психология, ассоциативное мышление, произвольная и непроизвольная память, исполнительская практика, сценическое состояние, эстрадное волнение, темперамент

 

Abstract: The article considers the phenomenon of musical memory as the most important ability of a professional musician-performer. With consideration for the numerous studies of psychologists and theorists of performing arts, the author reveals the role of musical memory in the formation of the performer's stage condition, which is determined by the individual psychological features of the individual. The article also offers a number of recommendations based on psychological observations of experienced performers and teachers which aid the successful mastering of the musical material on a woodwind instrument.

 

Keywords: musical memory, psychology, associative thinking, arbitrary and involuntary memory, performance practice, stage condition, stage fright, temperament

 

Электронный научный журнал

ISSN 2413-0486

 

Входит в индекс ERIH PLUS

 

Входит в Перечень Российских
рецензируемых научных журналов ВАК

5.10.3. Виды искусства (искусствоведение)

Copyright 2015

Петрозаводская государственная консерватория

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67582 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.10.2016 г.

info@glazunovcons.ru